Минфин РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам разработали поправки в поддержку регулируемой части рынка микрофинансирования: компании, работающие в нерегулируемой государством части финансового рынка и предоставляющие краткосрочные займы на несколько дней под высокие ставки, не смогут рекламировать свои услуги в газетах, на радио и телевидении, пишет «Коммерсант» со ссылкой на свои источники на финрынке.

«Законопроект уже согласован с большинством профильных ведомств и готов к внесению в правительство на следующей неделе или через неделю», — уточнил один из собеседников газеты. По его словам, в последней редакции поправок Федеральная антимонопольная служба, участвовавшая в согласовании законопроекта, скорректировала нормы, ограничивающие рекламу финансовых услуг компаниями и лицами, работающими в нерегулируемых сегментах рынка, то есть не являющимися кредитными, микрофинансовыми организациями, кредитно-потребительскими кооперативами и т. п.

«Первоначально в законопроекте запрещалась любая реклама услуг компаний, не регулируемых законами, то есть не зарегистрированных в качестве банков, КПК, МФО, — пояснила начальник отдела рынка банковских услуг ФАС Ольга Сергеева. — Однако сама деятельность по выдаче займов в России разрешена, поэтому вводить полный запрет на ее рекламу некорректно». В результате, по ее словам, было принято решение запретить рекламу услуг по предоставлению займов участниками нерегулируемого финансового рынка в теле- и радиопрограммах, а также в периодических печатных изданиях. Таким образом, по замыслу разработчиков поправок, участники «серого» сегмента рынка финансовых услуг не смогут продвигать свои предложения в массовых рекламных каналах, уровень доверия к которым выше, чем к наружной рекламе.

Впрочем, по мнению участников рынка, эти ограничения слишком мягкие, да и с их введением разработчики несколько опоздали. «Объем «серого» рынка уже превышает объем регулируемого как минимум в два раза», — констатирует президент УК «Центр микрофинансирования» Павел Сигал. Если говорить только о микрозаймах, то с учетом того, что совокупный портфель займов, выданных МФО, зарегистрированными в реестре ФСФР, на конец 2011 года составлял 36 млрд рублей, а за первое полугодие этого года, по оценкам Национального партнерства участников микрофинансового рынка, вырос как минимум на 25% (до 45 млрд рублей. — Прим. «Коммерсанта»), рынок займов, выданных многочисленными ООО, работающими в никем не регулируемом сегменте, может составлять около 80 млрд.

При этом основные каналы распространения рекламы на нерегулируемом рынке финансовых услуг — вовсе не телевидение, радио или федеральная пресса, а листовки в общественных местах и Интернете, указывают эксперты. Впрочем, в пресс-службе ФСФР сообщили, что в дальнейшем ведомство будет рассматривать возможность запрета рекламы незарегистрированных МФО и КПК и по остальным рекламным каналам.