Создание Сбербанком России и BNP Paribas совместного банка, который будет работать под брендом Cetelem и сфокусируется на автокредитовании и кредитовании в торговых сетях (POS-кредитование), положительно скажется на бизнесе обоих банков, но это несет риски для их конкурентов, говорится в комментарии агентства Moody’s Investors Service.

Как отмечают эксперты, Сбербанк извлечет выгоду от выхода на быстрорастущий высокомаржинальный сегмент рынка, который позволит банку улучшить диверсификацию доходов. Кроме того, Сбербанк сможет осуществлять кросс-продажи своих продуктов новым клиентам в авто- и POS-кредитовании.

BNP Paribas в свою очередь извлечет выгоду от получения доступа к широкой сети Сбербанка и его отношений с крупными ретейлерами и автодилерами.

Сбербанк, владеющий 70-процентной долей в СП, будет предоставлять финансирование Cetelem, а BNP внедрит свою систему риск-менеджмента и скоринга, которые крайне важны для уменьшения кредитного риска, отмечают аналитики.

При этом планы агрессивного роста Cetelem негативны для нынешних лидеров рынка POS-кредитования — Хоум Кредит Банка, ОТП Банка и «Русского Стандарта», на которые суммарно приходится 60% этого рынка, полагают эксперты.

Moody’s ожидает давления на маржу этих трех банков, поскольку Cetelem может предложить более низкие ставки по кредитам благодаря низкой стоимости фондирования: для Сбербанка привлеченные средства стоят 4%, в то время как у его конкурентов POS-рынка — около 9%. Кроме того, агентство ожидает, что текущие лидеры рынка частично потеряют свое эксклюзивное положение по сотрудничеству с крупными ретейлерами в пользу Cetelem. Таким образом, они могут быть вынуждены выходить в сегменты рынка с более высоким риском, чтобы повысить объемы операций.