На фоне высокого интереса россиян к потребительским займам без залога POS-кредитование (кредитование в точках продаж) с июля 2011-го по июнь 2012-го выросло не так ощутимо. Об этом свидетельствует исследование рейтингового агентства «Эксперт РА», данные которого приводит газета «Известия».

Как уточняется, по итогам первого полугодия 2012 года объем кредитов населению, не обеспеченных залогом, достиг 4,1 трлн рублей. Показатель более чем вдвое превышает ипотечный портфель банков (1,6 трлн) и сопоставим с портфелем кредитов малому и среднему бизнесу (4,2 трлн). В целом высокий интерес к потребкредитам без залога обеспечен существенным ростом портфеля нецелевых займов — кредитов наличными и займами по кредитным картам. За год (второе полугодие 2011-го и первое полугодие 2012-го) их объем увеличился на 70%.

При этом портфель POS-кредитов вырос менее чем на 10% — до 240 млрд рублей, тогда как в 2011 году рост составил около 45%; по итогам этого года ожидается увеличение на уровне 20—30%. За январь — июль 2012 года доля кредитов, выдаваемых в торговых точках, среди всех необеспеченных кредитов упала с 4% до 3%, следует из материалов «Эксперт РА».

Зампредседателя правления Хоум Кредит Банка Юрий Андресов указывает, что существенному росту портфеля необеспеченных кредитов населению способствовала в целом благоприятная экономическая ситуация в стране — низкие показатели по безработице, невысокий уровень инфляции и пр. Эксперт признается, что, хотя риски в сегменте беззалогового кредитования населения высоки (наиболее рисковый, кстати, сегмент — кредитование покупки телефонов), аргументом в пользу интереса банков к работе на этом рынке является высокая маржинальность потребительских займов.

При этом несущественный рост портфеля POS-кредитов по сравнению с займами наличными и банковскими картами банкиры не спешат связывать со снижением интереса к данному продукту. Вице-президент НОМОС-Банка Дмитрий Вечканов считает, что полученные данные обусловлены высокими темпами роста объема нецелевых кредитов за счет увеличения как их количества, так и средней суммы займа. В случае же с POS-кредитами их размер ограничен целевой направленностью (покупка бытовой техники, одежды, турпутевок), поясняет Вечканов.

В ближайшие пять лет доля POS-кредитования вряд ли уменьшится радикально, полагает директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков. Клиентам, по его словам, по-прежнему удобно получать деньги на месте, а для банков это удобные короткие кредиты на небольшие суммы, которые быстро погашаются и чаще выдаются. Но с ростом финансовой грамотности, когда заемщики начнут более тщательно сравнивать стоимость кредита и уровень доходов, клиентские предпочтения изменятся, прогнозирует Пятков: «Постепенно заемщики осознают, что POS-кредитование хотя и комфортнее, но дороже, поэтому этот вид кредитования будут вытеснять банковские карты».