Арбитражный суд Москвы в пятницу отложил до 23 ноября рассмотрение двух исков Инвестбанка к латвийской авиакомпании Air Baltic Corporation (airBaltic) о взыскании в общей сложности 13,5 млн евро, сообщили РАПСИ в суде.

Банк летом 2011 года заключил с ООО «Балтияс Авиацияс Системас» (БАС) кредитные договоры на сумму 2,1 млн и 9,9 млн евро, сообщил в суде истец. По первому кредиту срок погашения был установлен до 4 июля 2012 года, по второму — до 29 июня 2012-го. Авиакомпания airBaltic выступила поручителем по кредитам.

По договорам компания ежемесячно должна была оплачивать проценты, но так как в ноябре 2011 года заемщик перестал их платить, банк обратился в суд с исками о досрочном погашении кредитов и процентов по ним.

Первоначально требования к airBaltic и БАС были заявлены совместно, однако суд выделил их в отдельное производство. Дело о взыскании 13,5 млн евро с БАС суд продолжит рассматривать 16 октября.

Суд отложил рассмотрение исков к airBaltic, так как БАС, которая была привлечена в качестве третьего лица, не была надлежащим образом уведомлена о деле. Также суд в пятницу привлек в качестве третьего лица Latvijas Krajbanka (Латвийский Сбербанк).

Представитель airBaltic на заседании в суде заявил о фальсификации договоров поручительства. Юрист пояснил, что компания провела внутреннюю проверку и не нашла договоры, по которым она бы поручилась по кредитам, выданным БАС. Также представитель airBaltic заявил о проведении экспертизы подписи, которая стоит на договорах, представленных банком в суд.

В свою очередь юрист банка заявил, что такие договоры компания заключила, и они были подписаны бывшим руководителем компании Бертольтом Фликом. А заявление о фальсификации лишь направлено на затягивание процесса и является голословным. У банка есть кредитные досье, в которых содержится, в частности, переписка с бывшим руководителем компании. Кроме того, он сам приезжал в Россию для подписания договоров поручительства.

По словам представителя Latvijas Krajbanka, заявленным ранее, есть основания полагать, что обязательства по этим кредитным договорам обеспечивались банком (он являлся залогодателем) и уже были исполнены.

По его словам, 25 ноября 2011 года с корреспондентских счетов Latvijas Krajbanka Инвестбанком было списано более 72 млн долларов и свыше 10 млн евро.

Latvijas Krajbanka обращался в Инвестбанк по поводу основания для списания этих средств, но ответа не получил, поэтому затем обратился в ЦБ РФ. Из полученных разъяснений Latvijas Krajbanka выяснил, что средства списывались во исполнение договоров залога, в том числе, возможно, и по спорным кредитным договорам.

В свою очередь представитель истца заявил, что никаких списаний не было, так как срок погашения кредита должен был наступить только летом 2012 года.

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе Latvijas Krajbanka, Арбитражный суд Москвы принял к производству иск латвийского банка к Инвестбанку о взыскании задолженности на сумму 72,26 млн долларов и 10,625 млн евро. Предварительные слушания по этому иску суд назначил на 18 сентября.

В июне арбитраж оставил без рассмотрения еще один иск Инвестбанка о взыскании с airBaltic 5,3 млн евро. Причиной стало то, что спор по соглашению сторон должен был рассматриваться в третейском суде.

Ранее вице-президент airBaltic Янис Ванагс, комментируя поданные иски, сообщил РАПСИ, что «в распоряжении airBaltic нет документов, доказывающих наличие каких-либо обязательств со стороны компании в отношении указанного российского банка».

В СМИ ранее также появилась информация о том, что airBaltic не признает требования банка. Сообщалось, что кредитные договоры заключались, когда главой авиакомпании был Бертольт Флик, а новое правление не собирается брать на себя эти обязательства.

«Позиция заемщика по данному вопросу несостоятельна», — приводит слова заместителя председателя правления Инвестбанка Владимира Гезина пресс-служба истца. По мнению банка, «нежелание принимать долговые обязательства прежнего руководства не что иное, как отказ или отсрочка по выплатам кредитору».

Гезин также указал, что «договор заимствования господин Флик подписывал не как физическое лицо — он был наделен всеми полномочиями для заключения подобных контрактов, его руководящая позиция была полностью легитимна». Банк продолжит настаивать на выполнении кредитных обязательств компании через арбитражный суд, отмечается в сообщении пресс-службы.

После краха Latvijas Krajbanka государство выкупило заложенные БАС 47,2% акций airBaltic по номинальной стоимости 224 тыс. латов, так как БАС, акционер airBaltic, не могла выполнить взятые на себя обязательства.

Ранее СМИ сообщали, что в апреле Рижский районный суд приостановил производство по делу о неплатежеспособности БАС.