ЦБ РФ не потеряет своей независимости после поглощения Федеральной службы по финансовым рынкам в рамках создания финансового мегарегулятора. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на письмо главы Минфина (один из основных разработчиков поправок о мегарегуляторе) Антона Силуанова по итогам тематического совещания в ведомстве.

Совещание, посвященное проработке по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова сценариев по передаче части полномочий ФСФР Банку России, состоялось у Силуанова в минувший вторник. Участники совещания «признали целесообразность передачи Банку России полномочий ФСФР по нормативно-правовому регулированию (без наделения правом законодательной инициативы), контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также иных полномочий», цитирует «Коммерсант» со ссылкой на «Интерфакс» письмо Силуанова Шувалову.

Утверждается, что ЦБ своей независимости в ходе преобразования не лишится. Банк России обладает особым статусом — в отличие от федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, само по себе государство отступит от регулирования финансовых рынков в том объеме, в котором это происходит сейчас. «В случае передачи полномочий ФСФР по регулированию на финансовых рынках Банку России правительство и соответствующие федеральные органы исполнительной власти будут осуществлять взаимодействие с Банком России при реализации его надзорных полномочий на финансовых рынках в рамках действующего законодательства по аналогии с банковским надзором при соблюдении принципа независимости деятельности Банка России», — говорится в письме.

Судьба ФСФР после реформы такого рода неочевидна, указывает «Коммерсант», уточняя, что с большой вероятностью по итогам потери ведомством надзорных функций оставшиеся законодательные функции может выполнять или отдельное усеченное ведомство, или профильное подразделение Минфина.

В принципе идея создания мегарегулятора, реанимированная осенью 2012 года в правительстве России, — в тренде мировых реформ в этом секторе: на постепенной консолидации финансового, банковского и страхового надзора с 2008 года настаивают международные организации, соответствующие рекомендации принимались в рамках G8 и G20. Однако для России с относительно изолированными друг от друга банковским и финансовым секторами, а также с меньше влияющими на макропоказатели финансовым и фондовым рынками идея пока выглядит в большей степени внутриправительственной интригой. Во всяком случае пока ни одно правительственное ведомство не представляло аргументов, доказывающих необходимость консолидации надзора в одном институте, в том числе за пределами исполнительной власти, пишет издание.

Тем временем высокопоставленный чиновник — собеседник «Коммерсанта» утверждает, что совсем без внимания государства мегарегулятор не останется. К примеру, его присутствие может быть обеспечено представителями государства в Национальном банковском совете. Пока же единодушия среди министерств по этому вопросу нет. Противником идеи «укрупнения надзора» выступает Минэкономразвития. По ожиданиям же Минфина, объединенный мегарегулятор может начать работу уже в конце следующего года. А к 1 января 2013-го Минфин рассчитывает внести в правительство поправки к законам и нормативным актам о полномочиях ФСФР.