Внешэкономбанк начинает первый проект в области транспортного строительства за пределами России. Госкорпорация может стать ключевым инвестором строительства в Киеве новой ветки метрополитена, которая свяжет жилой массив Выгуровщина-Троещина на левом берегу Днепра с центром города.

Как пишет «Коммерсант», о том, что структуры ВЭБа могут профинансировать строительство киевского метро, сообщила на прошлой неделе на своем сайте администрация Киева. В пресс-службе ВЭБа изданию рассказали, что ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», дочернее общество госкорпорации, «выиграло конкурс, организованный Киевом, на услуги инвестиционного консультирования по формированию проекта строительства четвертой линии метро Киева на условиях государственно-частного партнерства». Сообщить детали представитель ВЭБа отказался. Однако газете удалось выяснить подробности проекта.

Общая стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд долларов, сообщил источник, знакомый с его деталями. «Речь идет о строительстве 12 новых станций Киевского метрополитена. Новая ветка пойдет с правого берега Днепра на левый, с которым сейчас нет достаточного сообщения. При этом нам придется достраивать мост. В перспективе эта ветка метро будет достроена до аэропорта Жуляны», — рассказал собеседник издания, уточнив, что руководство города поставило задачу выйти на левый берег к 2015 году.

Ключевым инвестором строительства новой ветки может стать ВЭБ, который рассчитывает привлечь в этот проект Проминвестбанк, свою украинскую «дочку». Однако источники, близкие к ВЭБу, не исключают, что часть средств может привлечь и генподрядчик как соинвестор проекта. Создавать консорциум инвесторов будет другая «дочка» госкорпорации — «ВЭБ Капитал». В переговорах с украинской стороной участвовали председатель ВЭБа Владимир Дмитриев и глава «ВЭБ Капитала» Юрий Кудимов. «Дмитриев позитивно высказался относительно перспектив вхождения ВЭБа в этот проект», — отметил собеседник «Коммерсанта».

Строить новую ветку киевского метро будет генподрядчик из России.

Источники «Коммерсанта», близкие к ВЭБу, говорят, что финансовая модель проекта пока не выбрана. Есть два варианта — создание концессии и заключение контракта жизненного цикла (КЖЦ). В первом случае возвратность вложений инвестора напрямую зависит от объема средств, собираемых за проезд. Главная же особенность схемы КЖЦ — подрядчик строит линию за собственные средства, а государство начинает платить ему только с момента ввода объекта в эксплуатацию. Сейчас в бюджете Киева на цели строительства метро заложено 100 млн долларов в год.

Кроме того, часть инвестиций ВЭБ сможет вернуть за счет застройки территорий вокруг метро.

Эксперты увязывают инфраструктурные планы в Киеве при участии российского ВЭБа с выборами в Верховную раду (назначены на октябрь). Как поясняет главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова, «перед выборами электорату необходимо пообещать крупные социально значимые проекты».

До сих пор самым крупным зарубежным проектом ВЭБа были реконструкция и модернизация ряда предприятий нефтеперерабатывающей промышленности Республики Сербской (Босния и Герцеговина). Госкорпорация предоставила ОАО «Нефтегазовая инновационная корпорация» 1,1 млрд евро из требуемых 1,57 млрд.