Совокупные потребительские ожидания населения России в III квартале 2012 года снизились по сравнению со II кварталом, соответствующий индекс упал на 2 процентных пункта, свидетельствует выборочное исследование Росстата.

Индекс потребительской уверенности, отражающий ожидания населения, таким образом, составил минус 6%, констатирует ведомство.

В частности, говорится в документе, возросла доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения экономической ситуации. Оптимистов, напротив, стало меньше — 20% против 25% во II квартале.

Уже произошедшие изменения в экономике России респонденты также стали чаще оценивать отрицательно: доля таких оценок выросла до 25% против 21% во II квартале. Вместе с тем больше половины респондентов полагают, что экономическая ситуация в РФ не изменилась по сравнению с прошлым кварталом, а 21% участников исследования по-прежнему находят положительные изменения.

Доля респондентов, ожидающих положительных изменений в личном материальном благосостоянии, составила 13% против 14% во II квартале. Ухудшений ожидают 17% (против прежних 14%).
Ровно четверть респондентов при этом нашли, что их материальное положение уже ухудшилось, а его улучшение отметили лишь 16%.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок остался минусовым, однако вырос на 1 процентный пункт — до минус 17%, а индекс благоприятности условий для сбережений остался прежним — минус 33%.

Анализируя возрастные категории опрошенных, Росстат отмечает, что индекс потребительской уверенности понизился у лиц среднего и старшего возраста. У молодого поколения (от 16 до 19 лет) он остался прежним.

Несмотря на минусовые показатели уверенности потребителей, в России этот показатель выглядит вполне оптимистичным по сравнению со среднеевропейским. Так, по данным Eurostat, в большинстве стран ЕС индекс потребительской уверенности находится на планке менее минус 20% и по состоянию на август в целом снизился по сравнению с майским.

Если в мае этот показатель в среднем по 25 европейским странам составлял минус 23,1%, то в августе составил почти минус 25%.

Самые низкие показатели при этом остаются в Греции (минус 65,2%), на Кипре (минус 53,9%), в Болгарии (минус 43,3%), Венгрии (минус 48,2%), Испании (минус 39,7%) и Италии (минус 38%).
Небольшой оптимизм показывают индексы уверенности потребителей только в Дании (7,8%) и Финляндии (1,5%). В Германии этот показатель в августе снизился до минус 8,8% с положительного показателя в мае 0,4%.