Тема перераспределения квот в Международном валютном фонде в пользу группы развивающихся стран и стран с формирующимися рынками станет ключевой на сессии МВФ и Всемирного банка, однако надежд на то, что в ходе сессии будут приняты окончательные решения, мало, сообщил журналистам источник в российской делегации.

Согласно решениям, принятым лидерами G20 в Сеуле в 2010 году в рамках реформы МВФ и пересмотра квот в 2012-м, должна быть определена формула формирования квот, а в следующем году должны быть определены и сами квоты для ряда стран, роль которых в мировой экономике выросла за последние годы.

«Уже очевидно, что одна из задач, поставленных саммитом G20 в Сеуле в 2010 году, выполнена не будет в те сроки, которые были определены. То есть поправки 2010 года в статьи соглашения МВФ к годовому собранию в Токио не вступят в силу, и очевидно, что это решение откладывается до следующего года», — отметил источник в российской делегации.

Отличительной особенностью сессии, основные мероприятия которой начнутся 11 октября в Токио, будет то, что на ее полях не состоится традиционная для подобных ежегодных собраний МВФ и ВБ встреча министров финансов G20, таким образом, основной акцент исключительно на мероприятиях МВФ и Всемирного банка.

Встреча министров финансов G20 пройдет в начале ноября в Мехико.

«Ключевая дискуссия будет сконцентрирована именно на вопросах формулы. Последние состоявшиеся встречи на самых различных уровнях — и в совете директоров, и на уровне заместителей министров — показали, что небольшой прогресс в переговорном процессе наблюдается, но он крайне незначителен», — отметил источник.

Он пояснил, что позиции стран — акционеров МВФ пока сохраняются прежние, в первую очередь это касается позиции европейских стран, которые пока не готовы пойти на решительные уступки и согласиться с частичным сокращением их квоты и сокращением в формуле тех переменных, которые позволяют этим странам иметь ту квоту, которой сейчас они обладают.

«Конечно, министры будут стараться с руководством фонда предпринимать усилия, чтобы позиции стран сблизить, но сейчас все-таки мы слишком далеки от консенсуса, чтобы рассчитывать, что в течение двух-трех дней нам удастся достигнуть договоренностей по этому вопросу», — отметил источник.

Как он напомнил, в решении лидеров G20 зафиксировано, что новая формула должна быть подготовлена к январю 2013 года, соответственно, есть более двух месяцев для работы. «Но с учетом того, что не так далеко продвинулись за предыдущие месяцы, рассчитывать, что в оставшиеся мы сумеем выдать готовый продукт, который всех устроит, сомнительно. Очевидно одно — что ни при каком раскладе варианта, при котором все страны-акционеры были бы довольны, не будет по определению», — отметил он, добавив, что кому-то, а может и всем странам, придется идти на уступки и компромиссы.

Формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: ВВП, открытость, изменчивость (вариативность) экономики и резервы страны — с весами 50%, 30%, 15% и 5% соответственно. «По одному из них, в отношении которого страны БРИКС и не только давно высказывали свои принципиальные возражения, по так называемой вариабельности, есть понимание со стороны большинства основных акционеров, что этот показатель из формулы необходимо исключать, поскольку он не в состоянии реально отражать роль и вес той или иной страны в мировой экономике», — сказал источник, добавив, что, скорее всего, это решение пройдет.

Его можно будет рассматривать как первый шаг на пути достижения консенсуса в вопросе новых квот. Хотя и здесь есть свои «подводные камни». Так, вес вариабельности составляет 15%, соответственно, если показатель будет исключен, то в пользу каких компонентов будут распределяться веса, пока неясно.

«С точки зрения остальных показателей ситуация сложнее, поскольку очевидно, что emerging markets настаивают на дальнейшем увеличении веса ВВП в формуле, причем рассчитанного по паритету покупательной способности», — сказал источник.

Дискуссии ведутся и по вопросу учета резервов в формуле, но очевидно, что целый ряд стран, видимо, настоит на сохранении этого критерия, отмечает он.

Ключевые дискуссии сейчас развернутся вокруг показателя открытости, который позволяет малым экономикам Европы получать значительный вес за счет больших объемов торговли, в том числе внутри Евросоюза, за счет наличия рядом территорий малых стран крупных международных финансовых центров.

«По судьбе этого показателя ясности нет никакой, очевидно, что абсолютно исключить ее из формулы не получится, весь вопрос будет в том, какое соотношение между этими тремя показателями будет», — сказал источник. По его словам, вряд ли стоит ожидать, что сейчас появятся какие-то новые критерии или показатели в формуле. «Всерьез это не рассматривается, тем более что введение любого нового показателя потребует серьезных обоснований, обсуждений, а в условиях цейтнота вряд ли мы можем рассчитывать, что появится что-то абсолютно новое», — отметил он.