Объем компенсаций, выплаченных ведущими британскими банками заемщикам по делу о навязывании страховок при выдаче кредитов, превысил 11 млрд фунтов. Выплаты оказались намного больше ожидаемых, сделав скандал крупнейшим в истории розничных банковских операций Великобритании, пишет «РБК daily».

Страхование заемщика от выплат в случае болезни, увольнения или смерти появилось на британском рынке банковских услуг еще в 90-е годы прошлого века и окончательно набрало популярность в 2000-е, став одним из главных источников прибыли для кредитных учреждений. Однако в 2010 году регуляторы пришли к выводу, что банки зачастую навязывают страховки заемщикам, которые не хотят их покупать или вовсе в них не нуждаются. По подсчетам регуляторов, в 2001—2010 годах британские банки продали этих продуктов на 34 млрд фунтов.

Навязывание заключалось в том, что банки часто ограничивались лишь фразой о том, что кредит «защищенный», не вдаваясь в детали или стоимость подобной защиты. Часто они говорили людям, которые хотели отказаться от страховки, что она повышает их шансы на одобрение кредита или вообще является его неотъемлемой частью. Высокий суд Великобритании в 2011 году согласился с мнением регуляторов, и банкам пришлось начать выплаты.

«Изначально страховка от риска невыплат по кредитам — хорошая задумка, но только в том случае, если она продается тем, кто в ней действительно нуждается. Однако банки решили злоупотребить тем, что люди не знали, что именно они покупают и нужно ли им это», — пояснил «РБК daily» аналитик Mediobanca Крис Уилер.

После того как ведущие британские банки отчитались за III квартал, выяснилось, что общий объем уже выплаченных ими компенсаций и зарезервированных для этого средств превысил 11 млрд фунтов. Эта сумма более чем вдвое превышает первоначальные прогнозы регуляторов в 1,7—4,2 млрд фунтов компенсационных выплат. Причем сумма, скорее всего, продолжит расти — например, аналитики JP Morgan прогнозируют, что итоговый счет к банкам достигнет 15 млрд.

Причина такого увеличения компенсаций связана с тем, что на злоупотреблениях банков решили заработать компании, управляющие правами требования к финансовым институтам. Они обещают сделать всю работу по получению компенсации с кредитных учреждений за комиссию в 25—30% и аккумулируют благодаря этому большое число претензий к банкам. «Акулы почувствовали запах крови и создали целую отрасль. Даже я на этой неделе получил сообщение, в котором агентство обещало истребовать для меня у банка несколько тысяч фунтов, хотя у меня вообще нет никаких кредитов, а те, которые были, уже давно погашены», — отметил Уилер.

Банк Barclays ранее сообщал, что значительная часть требований от специализирующихся на истребовании компенсаций компаний, которые банк рассматривает, — от людей, у которых либо вообще не было таких страховок либо которые уже получали компенсацию в частном порядке. При этом банки удовлетворяют большую часть корректно поданных требований. «У банков и без того хватало проблем с репутацией. Поэтому сейчас они стремятся максимально удовлетворить обиженных клиентов, чтобы избежать плохого медийного фона и статей вроде «Barclays, навязывавший страховки, не хочет выплачивать за это компенсации», — пояснил Уилер.