Тендеры по выбору банков для обслуживания муниципальных счетов неэффективны и не имеют ничего общего с рыночной практикой, признала Счетная палата. Конкурсы проходят практически без конкуренции, стоимость контракта в большинстве случаев определяется в 1 рубль, а банки еще приплачивают муниципалитетам за право вести их счета, так как это дает доступ к ликвидности.

Как выяснили аудиторы Счетной палаты, пишет «Коммерсант», 95,5% объявленных государственных тендеров по выбору банка для обслуживания местных и муниципальных образований проходит практически без конкурса — заявки подает, как правило, только один банк, с которым впоследствии и заключается контракт.

Такой вывод содержится в отчете по мониторингу эффективности расходования бюджетных средств при государственных закупках во II квартале 2012 года. Аудиторы проверили, как местные власти выбирают исполнителя, который будет предоставлять различные банковские услуги: по выпуску пластиковых карт для сотрудников администраций, выдачи наличных бюджетополучателям, проводить расчетно-кассовое обслуживание муниципалитетов, а также счетов, на которых находятся временно свободные средства бюджетных учреждений. Типичной является ситуация, когда контракт заключается с единственным участником аукциона, подавшим заявку по начальной (максимальной) цене контракта 1 рубль, отмечает Счетная палата, «однако привлечение трудовых, материальных и финансовых ресурсов для проведения такого аукциона несоразмерно достигнутой в результате аукциона цене контракта».

Минимальная стоимость контракта является частью схемы сотрудничества муниципалитета и банка, с которым предполагается установить партнерские отношения, поясняют источники газеты. «Цена контракта в 1 рубль выгодна муниципалитету, — рассказали изданию в одном из сельских муниципалитетов Сергиево-Посадского района Московской области.— Ведь в этом случае банку выплачивается доход по контракту, при этом никаких комиссий за свои услуги банк уже брать не вправе. Вероятно, поэтому в конкурсе и участвует только одна кредитная организация — остальным это невыгодно». «Обычно местные власти заранее договариваются с будущим победителем конкурса,— говорит начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид-Банка Федор Тихонов.— А конкуренты понимают: если они выиграют, то денег все равно могут не получить, ведь тогда муниципалитет просто проведет еще один конкурс».