Эту проблему обсуждали вчера на круглом столе в Банки.ру, организованном Смоленским банком и посвященном взаимодействию компаний малого и среднего бизнеса и кредитных организаций, представители сразу нескольких банков. Так, первый заместитель управляющего Московским филиалом Смоленского банка Михаил Яхонтов обратил внимание на некую стагнацию российского рынка в последнее время, в частности он отметил, что сейчас почти не продаются и не покупаются квартиры.

«Я считаю, что бизнес не стагнирует, — возразила управляющая филиалом Азиатско-Тихоокеанского банка в Москве Татьяна Чеконова. — Компании малого и среднего бизнеса обращаются в банк, им нужны деньги для развития. В целом сегодня банки не готовы давать деньги на развитие бизнеса в том объеме, в каком это было до 2008 года. Они не готовы вкладывать деньги в инвестпроекты. А это тянет за собой проблему для бизнеса, который готов дальше активно развиваться, перевооружаться, модернизироваться».

Чеконова посетовала, что российским банкам негде брать «длинные» деньги, необходимые для финансирования модернизации компаний малого и среднего бизнеса. Эксперт отметила, что ни юридические, ни физические лица не готовы сегодня размещать свои средства в банках на срок более года. «Для того чтобы давать деньги бизнесу на развитие, а не на поддержание и текущее построение бизнеса, деньги должны предоставляться на срок от 3 до 5 лет», — считает Чеконова.

С ней не согласен начальник департамента корпоративных продаж Росинтербанка Владимир Васецкий. «Малый и средний бизнес характерны тем, что у них разные периоды рентабельности, — сказал он. — Если у организации короткий период рентабельности, то ей вполне хватит и «годовых» денег. Все зависит от сегмента бизнеса».

Михаил Яхонтов считает, что проблемы с привлечением банками «длинных» денег связаны со сложившейся в стране и мире неопределенностью. «Сейчас все чего-то ждут: какая будет инфляция, что же будет в следующем году, — говорит банкир. — Банки действительно не могут выдавать деньги на 3—4 года, потому что мы тоже не знаем цену денег, которая будет через 1—3 года. Мы не можем привлекать «длинные» деньги, к сожалению».

В ходе обсуждения банкиры также обратили внимание и на положительные моменты. Например, Владимир Васецкий упомянул, что ряд банков стали по-другому относиться к юрлицам. «Банки прогнулись под клиентов, предоставляя юрлицам услуги по тем срокам и условиям, которые выгодны самим юрлицам, а не только банкам», — заявил эксперт.

А по мнению Татьяны Чеконовой, бизнесмены стали более финансово грамотны. «Приходя на переговоры, средний бизнесмен знает уже намного больше, чем пять лет назад. Сейчас словосочетание «эффективная ставка» понимают все, многие уже правильно говорят не «овердрайф», а «овердрафт», разбираются в разнице понятий «кредит» и «кредитная линия».