Страны БРИКС (Бразилия, Китай, Индия, Россия, ЮАР) создают общий антикризисный фонд, который может формироваться на основе золотовалютных резервов государств-участников. Его объем может достичь 240 млрд долларов, говорят источники Reuters. Информацию со ссылкой на информагентство публикует «Газета.Ru».

Эти деньги будут использованы в случае дефицита краткосрочной ликвидности в странах — участницах соглашения, следует из документов, которые цитирует агентство.

Концепция создания антикризисного фонда разработана рабочей группой, созданной странами 10 июня этого года. Эта же группа формирует параметры Банка развития БРИКС, средства которого должны идти на инфраструктурные проекты. Конкретные параметры фонда и банка, скорее всего, будут обсуждаться на саммите БРИКС в марте 2013 года.

В документах указано, что эксперты рассматривают два варианта формирования фонда: одни страны выступают за расчеты в американских долларах, другие настаивают на использовании механизма специальных прав заимствования (СДР, искусственное платежное средство взаимных расчетов).

«Касательно платежного средства, предпочтительным видится использование доллара США или других валют из золотовалютных резервов. Также озвучено мнение о том, что часть этих средств может быть в национальных валютах стран БРИКС», — говорится в материалах рабочей группы.

На финансирование из фонда смогут претендовать государства, которые столкнутся с дефицитом платежных балансов. Есть также предложение использовать эти средства в качестве кредитных линий в «непредвиденных случаях». Эта схема, в частности, используется в Международном валютном фонде. Таким образом, создание антикризисного фонда позволит странам БРИКС создать быстрый механизм взаимного кредитования, полагают авторы концепции.

Механизм решено разрабатывать в связи с доминированием МВФ и Всемирного банка в сфере межгосударственного финансирования.

Конкретный объем фонда пока обсуждается. Источники Reuters отметили, что Китай настаивает на выделении значительных резервов, чтобы на международном рынке «этот фонд воспринимали серьезно». По мнению представителей стран-членов, пожелавших сохранить анонимность, он может быть сопоставим с антикризисным фондом Китая, Японии, Южной Кореи и стран АСЕАН — «проектом Чиангмай». Межгосударственная финансовая программа была согласована в тайском Чиангмае и запущена в мае 2000 года странами группы «АСЕАН плюс три». Это система двусторонних валютных свопов, которая изначально опиралась на договоренности между центробанками стран-участниц о возможности обмена национальных валют по фиксированному курсу.

«Тактической целью было удержание курсов национальных валют или решение краткосрочных проблем с ликвидностью. Сверхзадача — снизить зависимость от Международного валютного фонда», — говорит источник в экспертных кругах.

Эффективность системы была невысокой из-за малого объема средств: на старте проекта были выделены 35—40 млрд долларов, хотя консультанты рекомендовали для надежной защиты от атак спекулянтов не меньше 50 млрд. Вторая причина — двусторонний характер данных соглашений, предусматривавший необходимость индивидуальных переговоров между странами о предоставлении финансирования. С 2006 года инициаторы пакта в Чиангмае провели переговоры по вопросам перехода от двусторонних соглашений к многостороннему пулу, в 2009-м договорились, а в марте 2010-го запустили многостороннюю инициативу.

Ранее (в двусторонних соглашениях) участвовали восемь из 13 стран «АСЕАН плюс три». Но в 2010 году к пулу присоединились Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма.

На первом этапе создания пула взаимного кредитования в системе было 120 млрд долларов, сейчас уже 240 млрд. 32% средств внес Китай, 32% — Япония, 16% — Южная Корея. На десять стран АСЕАН пришлось 20% взносов.

«Механизм функционирования такого пула стандартен, — говорит источник. — При необходимости любой участник пула получает финансирование в размере собственного взноса, умноженного на индивидуальный мультипликатор». Критерии расчета мультипликаторов зависят от результатов переговоров стран-участниц, добавил он.

Ни одно из государств «АСЕАН плюс три» этими деньгами не воспользовалось, так как данная мера требует согласования с МВФ. Вопрос о частичной привязке обращения в региональный фонд к работе с МВФ рассматривается и экспертной группой БРИКС: в этом вопросе решения пока нет.

По мнению профессора Корнельского университета Эсвара Прасада, южноазиатский фонд и фонд БРИКС «бросают серьезный вызов существующим международным финансовым институтам». «Вне зависимости от успешности функционирования региональных фондов они могут повлиять на ускорение реформ уже существующих институтов», — полагает он.