Российские предприниматели отмечают существенный рост влияния фактора доступности к кредитам на развитие бизнеса в течение последнего полугодия. За указанный период показатель влияния на бизнес-климат для МСБ существенно вырос (с 38% до 54%). Примечательно, что на фоне значимости этих показателей наметилась тенденция к снижению влияния административных барьеров на развитие малого и среднего бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского исследования «Траст Индекс МСБ», совместного проекта Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), рейтингового агентства «Эксперт РА» и Национального Банка «Траст».

Как рассказала член совета директоров, управляющий директор банка Надия Черкасова, оценка рынка МСБ с помощью «Траст Индекса» проводится уже на протяжении шести лет, позволяя выстраивать системный анализ и фиксировать цикличность ряда тенденций. «Второй год подряд индекс не падает, и на фоне внешнего затишья интересен анализ изменения степени влияния различных факторов, формирующих его. Фактор ограниченного доступа к финансированию МСБ не являлся столь значимым для малого предпринимательства уже на протяжении нескольких лет. Однако в настоящее время занял лидирующие позиции в шкале потребностей предпринимателей. Это позитивный сигнал для общества. Если бизнесу необходимо дополнительное финансирование, значит, бизнес инвестирует и развивается. Для кредитных институтов открывается возможность предложить новые кредитные программы, отвечающие новым потребностям предпринимательства активно развивающегося как в интернет-среде, так и сфере инноваций», — отметила она.

«Портфель банковских кредитов малому и среднему бизнесу в первой половине 2012 года рос быстрее, чем за аналогичный период 2011-го — мы фиксируем прирост на 10% против 6% годом ранее, — отмечает заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. — Как следствие, рост доступности финансирования отмечают и сами предприниматели, оценка по этому компоненту выросла за полугодие со 100 до 111 пунктов. Мы ожидаем дальнейший рост доступности кредитов прежде всего для малого бизнеса вследствие активного развития банками поточного кредитования предпринимателей (так называемых «кредитных» фабрик).

В свою очередь генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Гузелия Имаева отмечает, что банкам следует обратить особое внимание на условия и каналы продвижения зарплатных проектов для малого и среднего бизнеса, учитывая, что спрос со стороны предпринимателей на данные корпоративные услуги уверенно растет. «Для кредитных организаций данный сегмент услуг может стать «якорным» продуктом в построении долгосрочных отношений с корпоративными клиентами и дальнейших перекрестных продажах», — комментирует она.