Борьба вкладчиков находящегося в процессе банкротства банка «Холдинг-Кредит» за свои средства привлекла внимание мошенников. За определенную плату они обещают вернуть крупные вклады из банка в обход законной процедуры банкротства. До сих пор при отзыве лицензии у банков большинство вкладов покрывалось страховкой Агентства по страхованию вкладов (АСВ), вкладчики с суммами более 700 тыс. рублей были единичными, что не давало почвы для активности мошенников.

О том, что появились мошенники, предлагающие «решить вопрос» с зависшими вкладами в банке «Холдинг-Кредит», лишившемся лицензии в мае текущего года и сейчас находящемся в процессе банкротства, «Коммерсанту» рассказал первый заместитель гендиректора АСВ (является конкурсным управляющим) Валерий Мирошников. «Они выступают от имени АСВ, — отмечает он. — Звонят потерпевшим вкладчикам и обещают им за определенную комиссию — примерно 5—10% — вернуть всю задолженность банка перед ними». Речь идет о вкладах на сумму свыше 700 тыс. рублей (лимит страховых выплат АСВ одному вкладчику). Граждане, имевшие более крупные вклады в обанкротившемся банке, являются кредиторами первой очереди (в размере остатка вклада) наряду с АСВ и имеют приоритетное право на получение выплат из конкурсной массы. Однако на практике ее далеко не всегда хватает для погашения обязательств перед ними.

Попытки мошенничества от имени госструктур — не редкость. В кризис 2008 года, когда многие банки испытывали недостаток текущей ликвидности, мошенники, представляясь сотрудниками ЦБ, предлагали банкам беспрепятственный доступ к беззалоговому кредитованию за вознаграждение. В августе текущего года ЦБ сообщил об участившихся случаях СМС-мошенничества: злоумышленники рассылали в адрес клиентов различных банков СМС-сообщения от имени ЦБ о блокировке банковской карты клиента с предложением перезвонить по указанным телефонам. У позвонивших мошенники пытались узнать ПИН-код, персональные данные и другую конфиденциальную информацию. С тех пор на своем сайте ЦБ разместил объявление о том, что не Банк России занимается СМС-рассылками.

Однако АСВ до сих пор практически не привлекало внимания мошенников. По словам Мирошникова, это всего второй подобный случай в истории агентства, при банкротстве АМТ Банка вкладчикам банка также поступали звонки с обещаниями в «индивидуальном» порядке решить вопрос с возвратом средств. Однако если в АМТ Банке это были единичные случаи, то в «Холдинг-Кредите» они приняли массовый характер. «Мошенники уже обзвонили практически всех моих знакомых по инициативной группе, — говорит одна из активисток сообщества вкладчиков банка «Холдинг-Кредит». — Все звонки однотипные: вкладчикам предлагают встретиться и обсудить условия возврата денег в обход процедуры банкротства. Откуда у них наши персональные данные, неизвестно».

По мнению Мирошникова, не исключено, что персональные данные вкладчиков были похищены как раз в ходе создания таких инициативных групп. «Активисты этих групп ведут своеобразные реестры пострадавших, вероятно, эти данные и попали к мошенникам, — считает он. — Вкладчики АМТ Банка и «Холдинг-Кредита» стали интересными для мошенников по одной причине — после отзыва лицензий у этих банков впервые образовалось значительное количество пострадавших вкладчиков (несколько тысяч), которые стали бороться за возврат средств, что, в свою очередь, привлекло к ним внимание мошенников». Ранее практически все вклады покрывались страховкой, таких крупных прецедентов не возникало, добавляет он.

При этом, по словам юристов, предлагая вкладчикам получить деньги в обход предусмотренной законом процедуры банкротства, мошенники практически ничем не рискуют. «Даже после того как выявится факт мошенничества и вкладчик, воспользовавшийся таким предложением, ничего не получит, маловероятно, что он обратится в правоохранительные органы, — считает адвокат коллегии «Николаев и партнеры» Алексей Тихомиров. — Ведь фактически он платит за незаконный способ возврата денег, и хотя доказать факт соучастия в мошенничестве крайне трудно, такая вероятность все же существует».