Сразу несколько микрофинансовых организаций (МФО) в преддверии новогодних праздников объявили о запуске акций для заемщиков — как это делают банки, пишет в понедельник «Коммерсант». В частности, временное снижение ставок по займам предлагают МФО «Мигкредит» и «Женская микрокредитная сеть».

Кроме того, эти компании дарят клиентам подарки. Готовятся запустить аналогичные новогодние акции МФО «Кредит 911» и «Городская сберкасса». Снижение стоимости микрозаймов в рамках акций составит 10—30%. Ставки в этих МФО варьируются от 36% до 60% годовых.

Цель акций — привлечь больше заемщиков в сезон высокого потребительского спроса. «В ходе акции планируется выдать более 8,5 тыс. займов — это больше, чем мы выдаем ежемесячно», — рассказали в пресс-службе «Мигкредита», отказавшись раскрыть количество ежемесячных выдач. «Мы рассчитываем выдать за счет акции 800 займов сверх обычной ежемесячной выдачи — 3 тыс. ссуд», — говорит операционный директор «Кредита 911» Дмитрий Нилов.

До сих пор микрофинансовые компании в отличие от банков активно не использовали такой способ привлечения клиентов. «В прошлом году рынок еще не структурировался, многие компании из зарегистрированных в реестре приступили к реальной деятельности только к концу года, — говорит президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаил Мамута. — Сейчас на фоне усиления конкуренции на рынке МФО можно ожидать увеличения числа компаний, которые будут готовы привлекать клиентов, временно смягчая требования к заемщикам или снижая ставки».

На конец прошлого года в реестре Федеральной службы по финансовым рынкам была зарегистрирована 1 001 МФО. По данным на 27 ноября текущего года, их было уже 2 427.

Впрочем, несмотря на двукратный рост числа участников микрофинансового рынка, идти на послабления клиентам, даже временные, готовы не все. «Для нашей бизнес-модели проведение специальных акций неактуально, — рассуждает главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. — Снижение эффективной ставки без особого ущерба бизнесу — на 20—30% — неощутимо для клиента при еженедельном платеже около 1 тыс. рублей».

По оценкам участников рынка, в ситуации, когда спрос на займы по-прежнему превышает предложение, компании, готовые поступиться доходностью этого бизнеса, в меньшинстве. По экспертным оценкам участников этого рынка, при потенциальной потребности в займах от МФО на уровне 320 млрд рублей в прошлом году микрозаймов было выдано на 35 млрд, в текущем ожидается 48 млрд.

Впрочем, по мере развития рынка число МФО, готовых давать в высокий сезон скидки клиентам, будет расти, уверены эксперты. «Ведь новогодняя скидка или подарок — это способ не только привлечь нового клиента, но и сохранить лояльность уже существующего», — говорит начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид Банка Федор Тихонов.