На прошлой неделе депутаты Наталья Бурыкина и Владислав Резник внесли в Госдуму законопроект, направленный на совершенствование регулирования микрофинансовой деятельности и надзора в сфере кредитной кооперации.

Президент НАУМИР Михаил Мамута рассказал порталу Банки.ру об основных изменениях в работе микрофинансовых организаций (МФО) и кредитных потребительских кооперативов (КПК) в случае принятия законопроекта:

— Документ был подготовлен депутатами совместно с Минфином и ФСФР при участии профессионального сообщества и содержит несколько важных положений. Прежде всего предлагается ввести единый стандарт раскрытия МФО информации о полной стоимости микрозайма.

По существующим нормам МФО обязана уведомить заемщика о прямых и косвенных платежах по займу, однако сравнить эти данные по разным организациям сложно. Теперь полная стоимость займа будет указана в рамке на первой странице договора, что сделает ее более заметной и понятной для потребителя, а значит сократит количество возможных споров и судебных разбирательств между кредитором и заемщиком.

Важное место в законопроекте уделяется противодействию серому кредитному рынку. В частности, компании, не являющиеся банками, КПК или МФО, не смогут давать рекламу в СМИ о выдаче и привлечении займов, что сейчас происходит повсеместно. Контроль за выполнением этой нормы будет возложен на средства массовой информации.

Кроме того, вводится высокий штраф (до 500 тыс. рублей) за использование юридическим лицом, не включенным в реестр МФО, в своем наименовании словосочетания «микрофинансовая организация». Это важно, поскольку МФО становится таковой только после включения в реестр, однако за нарушение этой нормы ответственность пока не определена. Это приводит к путанице: люди думают, что они работают с МФО, а на самом деле обращаются к серому кредитору, вводящему их в заблуждение.

Следующий момент — участие МФО в деятельности кредитных бюро. Эта норма поможет снизить стоимость услуг МФО, так как уменьшит риски, а также исключит ситуацию, при которой часть компаний в добровольном порядке передает данные в кредитные бюро, а часть нет. Поскольку не все данные о кредитном поведении заемщиков передаются в кредитные бюро, у некоторых клиентов появляется возможность многократно получать микрозаймы, которые они и не планируются отдавать. Получается, что «хороший» заемщик платит за «плохого», поскольку компании вынуждены закладывать подобные риски в стоимость займов. Кроме того, как показывает практика, у компаний, работающих с бюро, риски невозврата средств существенно меньше, что позволяет им снижать процентную ставку и предлагать заемщику более привлекательные условия.

При этом плохая кредитная история ни в коей мере не означает запрета на кредитование заемщика — это выбор каждой МФО.

Законопроект предлагает усилить ответственность МФО за нарушение требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, нажитых преступным путем, и о борьбе с терроризмом. Эта тема приоритетна для государства. Но отмечу, что серьезные санкции должны быть только в отношении серьезных нарушений — поэтому ко второму чтению в законопроекте следует уточнить перечень «грубых» нарушений закона о противодействии отмыванию.

Законопроект также вводит дифференцированную шкалу административной ответственности за различные виды нарушений, предусмотренных федеральными законами о микрофинансировании и кредитной кооперации. Это очень важная новация.

Сейчас ФСФР фактически вынуждена применять к МФО и КПК нормы ответственности, рассчитанные на крупных участников фондового и страхового рынков, так как специальных норм в Кодексе административных правонарушений просто нет. Так, непредставление в срок отчетности и последующее предписание надзорного органа может повлечь за собой штраф 500 тыс. рублей — это несоразмерная и часто непосильная мера ответственности для небольшой организации! Если поправки будут приняты, штраф за подобное нарушение составит от 15 до 30 тыс. рублей, что гораздо лучше соответствует реальной тяжести правонарушения.
Для КПК, в свою очередь, уточняются нормы ответственности за нарушения прав пайщика и несоблюдение кооперативом финансовых нормативов.

Мы полагаем, что поправки в закон положительно повлияют на развитие микрофинансирования и кредитной кооперации, поскольку повысят прозрачность рынка. Он станет профессиональным, технологичным, социально ответственным и инвестиционно привлекательным.