Вслед за розничными банками кредитованием в интернет-магазинах займутся микрофинансовые организации, и первой такой сервис собирается предоставлять компания «Домашние деньги». Конкуренции с МФО в данном сегменте банкиры пока не опасаются ввиду неразвитости рынка онлайн-кредитования, а также неудобной, с их точки зрения, схемы выдачи займов.

Микрофинансовая компания «Домашние деньги» (входит в группу Adela FRG, подконтрольную бизнесмену Евгению Бернштаму) выходит на рынок кредитования покупок в интернет-магазинах, рассказал «Коммерсанту» главный исполнительный директор «Домашних денег» Андрей Бахвалов. «Выдать первые займы мы планируем до конца текущего года», — говорит он. Раскрыть названия конкретных интернет-магазинов, с которыми ведутся переговоры, он отказался, отметив лишь, что на первом этапе среди них не будет крупных игроков.

Разрабатывать отдельный продукт для выдачи займов в интернет-магазинах в МФО не собираются. Сейчас новому заемщику в компании выдают до 30 тыс. рублей на год, повторному — до 50 тыс. Эффективная ставка по займу составляет 168% годовых.

При таких условиях банкиры прямой конкуренции со стороны МФО в сегменте онлайн-кредитования не опасаются. «С учетом предлагаемой процентной ставки переманить наших клиентов у МФО не получится: мы предлагаем такие кредиты под 30% годовых, поэтому если потенциальный заемщик успешно проходит скоринг, он, конечно, возьмет кредит у нас, а не у МФО», — рассуждает вице-президент ТКС-Банка Олег Анисимов.

Сейчас почти все банки, выдающие POS-кредиты, присутствуют и в сегменте онлайн-кредитования, отмечает вице-президент КБ «Ренессанс Капитал» Николай Тепляков. «Впрочем, о какой-либо конкуренции на этом рынке пока рано говорить, потому что сам рынок растет большими темпами, а доля продаж в кредит низкая», — говорит он. По оценкам исследовательского агентства Data Insight, объем продаж в интернет-магазинах в 2011-м составил 225 млрд рублей, а по итогам 2012 года, по предварительным оценкам, приблизится к 280 млрд рублей. «При этом доля продаж в кредит исчисляется десятыми долями процента», — подсчитывает партнер Data Insight Борис Овчинников. По его словам, кредиты в интернет-магазинах востребованы при покупке на сумму от 10—15 тыс. рублей.

«В перспективе успех МФО на рынке кредитования в интернет-магазинах будет зависеть от технологии: простоты оформления и получения кредита клиентом, а также скорости расчетов с партнером», — говорит Николай Тепляков. Сейчас «Домашние деньги» пока готовы предложить такую схему: посетитель интернет-магазина выбирает на сайте опцию «покупка в кредит» и заем у «Домашних денег», заполняет кредитную заявку, после чего к нему выезжает агент МФО, который и будет принимать решение о выдаче займа. После этого деньги в счет оплаты товара перечисляются интернет-магазину, а к заемщику приезжает курьер с товаром. «Для погашения такого POS-займа к заемщику будет приходить агент нашей компании», — рассказывает Бахвалов. «Людям, которые покупают товар в кредит, хочется весь процесс пройти онлайн, и необходимость ожидания агента, потом курьера крайне осложняет схему», — указывает Тепляков.

Доля доходов от кредитования в Интернете в портфеле МФО в ближайшие несколько лет не будет существенной, уверены эксперты. «Для начала МФО нужно будет просто закрепиться в сегменте, а о каких-либо серьезных процентах от онлайн-кредитования можно будет говорить через пару лет», — отмечает президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаил Мамута.