Агентство «Эксперт РА» подвело итоги состоявшейся на этой неделе XI ежегодной конференции «Лизинг в России — 2012». Основной темой форума стали перспективы развития рынка в наступающем году и результаты этого года, напоминает агентство и, ссылаясь на проведенные дискуссии, резюмирует: отечественному лизинговому рынку нужен новый драйвер роста.

Как отметил руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков, оптимистичный прогноз на 2012 год не сбылся. «Главный драйвер рынка — железнодорожный сегмент — стал «выдыхаться» раньше, чем ожидалось. Среди ключевых причин — падение цен на полувагоны и замедление инвестиционной активности. В 2013 году оптимистичный сценарий с приростом нового бизнеса более 30% возможен только при условии, что появится несколько новых мощных драйверов роста, в совокупности сопоставимых с железнодорожным сегментом. Такими сегментами могут стать авиализинг, лизинг судов, оборудования ЖКХ», — считает аналитик.

Между тем, по мнению и. о. генерального директора «Сбербанк Лизинга», президента Объединенной лизинговой ассоциации Кирилла Царева, «снижение темпов роста объемов рынка несет в себе и позитивную составляющую». «Такой рост усилит конкуренцию. Для компаний отрасли станет жизненно необходима оптимизация внутренних технологических процессов и максимальная клиентоориентированность. В предыдущие годы прирост составлял 30—70%, что позволяло компаниям не работать над совершенствованием собственных продуктов и качеством внутренних бизнес-процессов. Прогнозируемый на 2013 год рост рынка в 5—10% является более взвешенным и соответствует экономической ситуации в целом», — отмечает эксперт.

По словам заместителя генерального директора компании «Газпромбанк Лизинг» Максима Калинкина, «основными угрозами развития лизинговой отрасли в следующем году станут отмена налога на новое движимое имущество, рост внимания налоговых органов к сделкам лизинга, стагнация спроса на универсальный подвижной состав, снижение маржи в корпоративном секторе, макроэкономическая нестабильность и низкая инвестиционная активность в сфере крупных сделок».

«Стагнация на лизинговом рынке порождает проблему «догоняющего НДС», — указывает Ирина Нестерова, начальник управления анализа и контроля рисков «ВТБ Лизинга». — Единственной мерой снижения соответствующих рисков для ликвидности компании становится правильное планирование своих портфелей и их поддержание путем, например, бридж-финансирования, использования каких-либо краткосрочных инструментов, налаживания отношений с банками по привлечению финансирования».