Уровень знания банковских брендов среди россиян уверенно повышается. Наиболее динамичный рост уровня узнаваемости продемонстрировали Альфа-Банк, Газпромбанк и Россельхозбанк, а уровня известности — ВТБ 24. Об этом свидетельствуют результаты всероссийских опросов, проведенных Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).

В рамках опроса узнаваемость понимается как знание с подсказкой — ситуация, когда потребитель узнает бренд, если видит или слышит его название. А известность трактуется как спонтанное знание бренда банка — если потребитель самостоятельно (без подсказки) вспоминает и называет бренд.

Большинство участников рейтинга узнаваемости улучшили свои позиции за прошедший год. Бесспорными лидерами по темпам роста уровня узнаваемости в 2012 году стали Альфа-Банк и Россельхозбанк (по +12 п. п. роста за год соответственно). Ощутимый рост также продемонстрировали Газпромбанк (+10 п. п.), Промсвязьбанк (+7 п. п) и Банк Москвы (+6 п. п.). Остальные участники рейтинга улучшили свои позиции на 1—5 п. п.

Рейтинг известности отразил как повышение, так и понижение уровня знания брендов. Наиболее заметный рост уровня спонтанного знания продемонстрировали ВТБ 24 и Россельхозбанк (по 5 п. п. соответственно). При этом ВТБ 24 традиционно сохраняет 2-е место, а Россельхозбанк взлетел в списке с 8-го места на 4-е. Наибольшее снижение показателя известности произошло у банка «Русский Стандарт» (- 7 п. п.), и в результате этого он опустился в списке с 4-й позиции на 8-ю. Уровень спонтанного знания остальных банков изменился незначительно или остался прежним.

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проводился в 2009—2012 годах. Опрошены 1 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.