Электронная платежная система «Яндекс.Деньги» после сделки со Сбербанком получит конкурентные преимущества и увеличит долю на рынке, но не станет при этом монополистом, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.

Как стало известно в среду, Сбербанк приобрел 75% минус одну акцию российской электронной платежной системы «Яндекс.Деньги» за примерно 60 млн долларов. Сбербанк и «Яндекс» также подписали соглашение о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Денег», которое будет разрабатывать и продвигать новые решения для розничных платежей в Интернете. При этом «Яндекс» сохраняет блокирующий пакет в СП.

«Надо понимать, что сейчас рынок уже большой и сильный. Если бы Сбербанк купил «Яндекс.Деньги» года три назад, то он бы всех убил. Сейчас рынок электронных кошельков уже не убьешь, потому что у нас есть QIWI, которая опирается на партнерство с банками и свою сеть терминалов. Есть WebMoney, у которой очень диверсифицированный по разным сегментам бизнес», — заявил председатель совета Ассоциации электронных денег Виктор Достов.

Эту позицию разделяет и аналитик ИК «Финам» Леонид Делицын. По его словам, конкуренция на рынке систем электронных платежей усилится, но «Яндекс.Деньгам» будет непросто переманить пользователей других систем.

«Я не думаю, что участь других игроков так печальна, потому что их пользователи уже к ним привыкли и лояльны к ним. Для того чтобы эти пользователи их покинули и перешли на другую систему, нужно им что-то предложить, потому что все-таки переход на другую платежную систему не так прост», — считает Делицын.

При этом эксперты уверены, что партнерство Сбербанка и «Яндекс.Денег» заставит других игроков активнее развивать свои услуги и партнерство с банками, иначе они потеряют конкурентоспособность.

«Сейчас уже пользователи привыкнут к тому, что «Яндекс.Деньги» интегрированы с банком и это удобно, поэтому от других платежных систем будут требовать того же», — считает Делицын.

Как отмечает Достов, эта сделка послужит и сигналом для других банков, которые станут активнее входить на рынок электронных платежей.

«Сделка говорит о том, что этот рынок очень востребованный, ликвидный с точки зрения инвесторов, что он прозрачный. Приход Сбербанка еще раз это подтвердил. Я думаю, что для старых игроков также будет положительный эффект от разогрева рынка Сбербанком», — заявил Достов.

Эксперты отмечают, что сделка между Сбербанком и «Яндекс.Деньгами», безусловно, несет преимущества для обоих ее участников. С одной стороны, «Яндекс.Деньги» получат льготный доступ к активам Сбербанка, что позволит им развивать банковские продукты — например, ввод и вывод денег, выпуск банковских и виртуальных карт и пр. Сбербанк в свою очередь получит доступ к нескольким миллионам активных клиентов «Яндекс.Денег», которым он сможет продавать свои услуги.

«Еще Сбербанк получает готовую платформу, готовое окно в новый сегмент технологий. Но самый мощный краткосрочный эффект, конечно, в том, что он получает много новых активных клиентов», — считает Достов.

Представители «Яндекс.Денег» и Сбербанка заявили в среду, что в следующем году намерены запустить несколько совместных услуг. Как считают эксперты, в первую очередь будут созданы льготные условия для доступа к услугам участников сделки. Так, клиентам «Яндекс.Денег» стоит ждать упрощенного доступа к продуктам Сбербанка, а клиентам банка — к услугам «Яндекс.Денег».

Также эксперты полагают, что «Яндекс.Деньги» получат доступ к сети банкоматов Сбербанка — в частности, смогут пополнять электронные кошельки без комиссии, получать деньги из банкомата по коду и пр. Кроме того, вероятно, будет запущен стандартный набор продуктов вроде брендированной банковской карты.

Выручка «Яндекс.Денег» в 2011 году составила 383 млн рублей, что на 46% больше, чем в 2010 году. За первое полугодие этого года компания выручила 241 млн рублей (рост на 39% к аналогичному периоду 2011 года) — это выручка без того, что система зарабатывает на сервисах «Яндекса». В системе зарегистрировано более 11 млн счетов. Каждый день в «Яндекс.Деньгах» открывается около 9 тыс. новых счетов и проводится более 120 тыс. операций.