Безналичный Новый год

Дата публикации: 14.01.2013 07:00
3 991
Время прочтения: 6 минут

Главный праздник россиян Новый год позволяет банкам увеличить на 70% объем интернет-трансакций по картам. Как показывают данные исследования Промсвязьбанка, которое есть в распоряжении Банки.ру, сограждане все чаще выбирают новогодние подарки в Сети. Причем большинство выбирает российские интернет-магазины, на втором месте в рейтинге предпочтений — Люксембург.

Как отмечают в Промсвязьбанке, в «околоновогодний» период среди держателей карт банка особой популярностью пользовался интернет-шопинг. За предпраздничные дни и новогодние каникулы клиенты банка совершили в целом покупок по картам в интернет-магазинах на сумму 91,4 млн рублей. В среднем каждый любитель онлайн-шопинга за это время совершил по две покупки. Самое большое количество покупок было зафиксировано 31 декабря 2012 года.

Интересно, что наибольшей популярностью среди держателей пластиковых карт Промсвязьбанка пользовались именно российские интернет-магазины. «Кто-то делает выбор в пользу удобной и быстрой доставки товара на дом и не хочет ждать посылку из-за границы неделями, несмотря на более привлекательные цены и широкий ассортимент товаров различных известных брендов на зарубежных сайтах, — рассказывает директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Валентина Кузьмина. — Кому-то пользоваться зарубежными сайтами мешает незнание иностранных языков и опасения за сохранность оплаченного товара во время пересылки».

Во время новогодних праздников в онлайн-магазинах России по картам банка было проведено 48 тыс. операций на общую сумму 50,36 млн рублей. Для сравнения: в онлайн-магазинах Европы клиенты кредитной организации потратили около 28 млн рублей (31 тыс. операций). Несмотря на популярность российских онлайн-ретейлеров, самая крупная покупка была сделана клиентом в европейской стране — сумма операции составила почти 240 тыс. рублей.

Из европейских онлайн-магазинов клиенты банка больше всего доверяют зарегистрированным в Люксембурге (32% от суммы покупок в интернет-магазинах Европы), Великобритании (24%), Германии (10%), Франции (5%) и Италии (4%). В американских интернет-магазинах соотечественники накупили товаров на 9,2 млн рублей (цифра сопоставима с покупками в Люксембурге), в азиатских — на 2,6 млн рублей, а в онлайн-магазинах стран СНГ — на 649 тыс. рублей (72% от этой суммы приходится на заказы на украинских сайтах).

Популярность интернет-магазинов Люксембурга в Промсвязьбанке объясняют следующим образом: «Мы не можем комментировать потребительские предпочтения, но о многом говорит средняя сумма покупки. По Люксембургу средняя трансакция по карте составляет 450 рублей, по России — 1 105 рублей, по Штатам — 3 500 рублей. Видимо, из Люксембурга клиенты банка качают музыку и мультимедиаконтент из Itunes». Здесь необходимо пояснить, что, по данным СМИ, свои приложения Apple продает в Европе именно из офиса в Люксембурге.

Онлайн атакует

В нескольких крупных кредитных организациях подтвердили, что их клиенты также наиболее часто совершают покупки по картам именно в российских интернет-магазинах. В целом же главный праздник года увеличивает безналичный оборот в банках на 15—20% по сравнению с другими месяцами, а объем интернет-трансакций по картам — до 70%.

«Безналичный оборот по пластиковым картам традиционно растет в предновогодний период, в том числе и по операциям в интернет-магазинах, — говорит начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Алексей Капустин. — В среднем рост оборотов составляет порядка 15%».

«Увеличение количества покупок в интернет-магазинах в общем коррелирует с повышением покупательной активности держателей карт, — комментирует директор департамента платежных систем СМП Банка Елена Биндусова. — В предновогодние дни по сравнению с другими месяцами рост количества покупок в интернет-магазинах составляет около 20%. Лидируют, конечно, российские интернет-магазины, на втором месте находятся магазины, зарегистрированные в США».

В банке «Хоум Кредит» рассказали, что при сезонном увеличении объемов розничных продаж, характерном для декабря, в 2012 году наблюдалась та же интенсивность, что и всегда (включая покупки, совершенные при помощи банковских карт в Интернете). «Согласно нашим наблюдениям, объем трансакций по картам через Интернет в декабре вырос на 70% относительно ноября, — приводят свою статистику в кредитной организации. — При этом за период февраль — ноябрь (январь исключается из расчета в связи с традиционно крайне низкой потребительской активностью) среднемесячный темп прироста составлял около 20%. Это в полной мере отражает те сезонные колебания, которые наблюдаются на рынке в преддверии новогодних праздников».

В Связном Банке отмечают, что в большинстве популярных российских интернет-магазинов рост оборота по картам в новогодний период составлял более 100%, а в некоторых случаях — и более 200%. При этом в кредитной организации указывают, что ее клиенты чаще всего расплачиваются в Сети по картам в таких зарубежных магазинах, как alibaba.com, amazon.com и yoox.com. Среди российских наиболее популярны svyaznoy.ru, ozon.ru и mvideo.ru.

А вот в «Ренессанс Кредите» заметных изменений в поведении клиентов в части «новогодней» оплаты картами товаров и услуг в интернет-магазинах не наблюдают. «В среднем в месяц примерно пятая часть покупок, оплачиваемых с помощью «Прозрачной карты» «Ренессанс Кредита», совершается в Интернете, — делится вице-президент, директор департамента банковских карт банка Владислав Вербин. — Наиболее популярными онлайн-магазинами для наших клиентов являются Аэрофлот.ру, ozon.ru, apple itunes store-RUB. Однако явных лидеров назвать очень сложно, так как траты в Интернете сильно фрагментированны».

По информации LiveInternet, за 31 день наиболее посещаемыми россиянами сайтами в категории «Товары и услуги» стали avito.ru, wildberries.ru и slando.ru.

Большое будущее e-commerce в России

По мнению экспертов Morgan Stanley, у российского рынка электронной коммерции огромные перспективы. Так, по данным компании, которые приводит «Коммерсант», объем этого рынка вырастет в три раза за ближайшие три года — с 12 млрд долларов в 2012-м до 36 млрд в 2015 году, а к 2020-му цифра достигнет 72 млрд долларов (то есть составит 7% от всех розничных продаж, включая офлайновые магазины). И это неудивительно, ведь около половины российских пользователей Всемирной сети отважились на покупки в ней лишь в последние два года.

Кстати, одним из факторов, не дающим интернет-продажам развиться в нашей стране по максимуму, в Morgan Stanley называют слабое использование банковских карт для покупок в Сети. Например, в 2012 году только 32% россиян оплачивали покупки в онлайн-магазинах пластиком, 58% — предпочитали вручить наличные курьеру, 49% — платили из интернет-кошелька, 23% — переводили деньги на банковский счет компании, 12% — оплачивали покупки с помощью СМС, а 10% — через платежные терминалы.

Крупнейшими российскими операторами интернет-торговли в Morgan Stanley называют ozon.ru (55% активных интернет-покупателей, пользующихся услугами ресурса), ebay.com (25%) и avito.ru (22%).

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме