Уверенность российских потребителей в развитии экономики страны продолжила падать в IV квартале 2012 года. Уровень потребительских настроений приближается к значениям, после которых в экономике отмечаются кризисные явления. Однако потребители продолжают верить в улучшение собственного благополучия в следующем году. Таковы результаты исследования компании EPSI Russia — подразделения международной исследовательской фирмы EPSI Research Services.

Индексы EPSI Russia служат индикатором потребительской активности и дают прогноз об изменении потребительского спроса в будущем. Опрос случайно выбранных респондентов на территории России в возрасте 18—65 лет проводился в ноябре — декабре 2012 года. В результате было обработано примерно 1 900 анкет.

Индекс потребительских настроений относительно улучшения экономики страны в 2013 году в IV квартале прошлого года по сравнению с данными за III квартал снизился на 13,1%, опустившись до 29,4 балла (свидетельствует о низкой уверенности). Уверенность потребителей за год показала отрицательную динамику. Потребители стали хуже воспринимать ситуацию в экономике, чем это было в 2011 году. Индексы приблизились к уровню II квартала 2011 года.

При такой потребительской уверенности на основе исторических данных в экономике стран с лагом в один квартал отмечаются кризисные явления, отмечает EPSI Russia.

Подобная ситуация наблюдалась в России в конце 2008 года, после чего случился кризис, во II квартале 2011-го, в результате в III квартале вновь произошли кризисные явления. Низкий уровень уверенности потребителей предсказал также кризисную ситуацию в Латвии, Литве, Эстонии, Чехии и Испании.

Несмотря на это, восприятие собственного экономического состояния (прогноз улучшения личного благосостояния) граждан продолжает расти. Индекс потребительских настроений относительно улучшения личного благосостояния увеличился на 4,4% и достиг 52,3 балла. Жители России считают, что их положение либо продолжит улучшаться в следующем году, либо, по крайней мере, не изменится.

«Российские потребители еще не почувствовали реального кризиса «на своих карманах», но если ситуация в экономике ухудшится, то непременно почувствуют», — говорится в исследовании.

Разнонаправленные тренды потребительской уверенности в росте экономики страны и собственного благополучия говорят о нервозности и неуверенности потребителей, которые будут серьезно взвешивать свои действия при покупках и потреблении в будущем.