В прошлом году российские банки заработали на забывших расплатиться по кредитам клиентах почти 60 млрд рублей. Об этом «Ведомостям» рассказал аналитик БКФ-Банка Максим Осадчий. Если в предыдущие годы эта статья доходов росла преимущественно у крупных универсальных банков, то в 2012-м среди лидеров оказались розничные игроки.

Активнее других своих клиентов наказывали «Связной» (размер штрафов вырос на 274,5% до 682 млн рублей), «Восточный» (+85,2% до 1,5 млрд) и ТКС-Банк (+108,8% до 1,4 млрд).

Рост штрафов может быть связан с агрессивным ростом объема беззалоговых кредитов, которые выдает банк, или с увеличением доли просрочки, рассуждает зампред правления Абсолют Банка Андрей Ларкин. Совладелец ТКС-Банка Олег Тиньков напоминает, что и портфель кредитов у его банка вырос более чем вдвое.

На пропорциональный рост указывает и представитель «Связного»: «Если считать с начала 2012 года, то наш розничный кредитный портфель вырос более чем на 180%, а если, например, с октября 2011 года, то рост будет на уровне 330%». Пени банк получил в связи с несвоевременной оплатой задолженности по кредитным продуктам банка, уточнил он.

«Бизнес-модель таких банков ориентирована на менее дисциплинированных клиентов, которые и повышают доходность их операций», — замечает партнер Frank Research Group Юрий Грибанов.

Вторая тенденция — противоположная, говорит Осадчий. Сокращаются штрафы у банков, специализирующихся на корпоративных кредитах. У Абсолют Банка объем штрафов снизился. «В течение 2012 года мы значительно сократили долю проблемных кредитов, — рассказывает Ларкин. — Так как наша бизнес-модель не подразумевает начисление штрафов при текущем обслуживании кредитов, по мере сокращения доли просрочки сокращаются и начисляемые штрафы». Сокращение объема начисленных штрафов демонстрируют крупнейшие игроки: Сбербанк (-35,5% до 5,7 млрд рублей), ВТБ (-50% до 4,5 млрд), Альфа-Банк (-52% до 2 млрд).

Исключением стали Банк Москвы и Россельхозбанк — оба увеличили их более чем вдвое — до 3,6 млрд и 2 млрд рублей соответственно.