Темпы роста экономики РФ могут достичь и превысить целевой показатель 5% только после 2016 года, если страна выберет форсированный сценарий развития и пойдет на смягчение бюджетного правила, говорится в прогнозе до 2030 года, обнародованном Минэкономразвития. В рамках данного сценария одной из целей является увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году. Вместе с тем инфляция на потребительском рынке в России будет оставаться более высокой, чем в развитых странах примерно до 2022—2023 годов, прогнозирует Минэкономразвития. Насколько реально такое развитие событий, узнавала у экспертов корреспондент портала Банки.ру.

Как отмечает руководитель направления по макроэкономике банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев, в настоящее время вероятность реализации так называемого форсированного сценария экономического развития РФ чрезвычайно низка, даже на фоне относительно благоприятного прогноза относительно внешних условий. «Пока из трех предложенных МЭР сценариев в качестве наиболее вероятного видится консервативный, предполагающий долгосрочный рост национальной экономики с темпом не более 3,2%», — уверен специалист.

Что касается планов по увеличению объема инвестиций до 25% от ВВП к 2015 году, то такие ориентиры едва ли могут быть достигнуты, считает аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. «Приблизиться к намеченным целям, по нашему мнению, возможно лишь в случае реализации мер по улучшению институциональной среды, сокращению административных барьеров и повышению конкуренции, а также новых шагов к более прозрачной, совершенной и скоординированной политике ЦБ и Минфина, и это вопрос не одного года», — заявила она.

Дмитрий Харлампиев считает, что у России есть три способа увеличить относительный объем инвестиций, и все они различаются по степени сложности. «Сложный и предпочтительный подразумевает ряд мер, ориентированных на улучшение инвестиционного климата и повышение качества институциональной среды в стране. Сравнительно простой и менее предпочтительный — увеличение объема госрасходов для финансирования инвестиционных проектов, однако здесь возникает противоречие с бюджетным правилом, а также остается открытым вопрос об эффективности вложений. Самый простой и наименее предпочтительный, на мой взгляд, даже опасный — финансирование инвестпрограмм за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния». Последний путь сможет привести к частичной утрате способности эффективно противодействовать внешним шокам, — заключил эксперт.