Программа лояльности «Малина» смогла доказать ЦБ РФ, что ее деятельность не подпадает под действие закона «О национальной платежной системе» (НПС), однако регулятор не намерен отказаться от наблюдения за подобными проектами. Об этом пишет «Коммерсант» в пятницу. По мнению ЦБ, при их реализации компании, по сути, могут осуществлять деятельность по переводу платежей без соответствующей лицензии. Излишнее внимание ЦБ к данному вопросу может вынудить компании отказаться от реализации подобных программ в пользу менее эффективных способов повышения лояльности клиентов, опасаются эксперты.

О том, что у ЦБ не осталось вопросов к накопительной программе «Малина» о соответствии ее модели бизнеса закону «О НПС», «Коммерсанту» стало известно от оператора данной программы — компании «Лоялти Партнерс Восток». По информации издания, вопрос о законности схемы «Малины» возник у ЦБ в январе. Регулятор счел, что компания «Лоялти Партнерс Восток» осуществляет перевод денежных средств между участниками программы, а это с 1 января текущего года по закону возможно лишь при наличии лицензии кредитной организации. «В рамках рабочей встречи с представителями ЦБ мы пояснили, почему схема деятельности программы «Малина» не противоречит закону «О НПС»,— говорит гендиректор компании Сергей Бородин.— Все товары мы покупаем сами, чтобы впоследствии передать их участникам в качестве поощрения, соответственно, баллы — не эквивалент денег, а всего лишь учетные единицы для оценки активности участников программы». Никаких услуг по переводу денежных средств мы не оказываем, поэтому поощрение и вознаграждение участников бонусной программы путем обмена накопленных баллов на товары и услуги не подпадают под действие закона «О НПС», добавил он.

Программа «Малина» запущена в 2006 году. При предъявлении карты «Малина» при оплате товаров и услуг партнеров программы на счет владельца карты зачисляются баллы. По информации на сайте «Малины», в число ее партнеров входит более 24 компаний, среди которых банки, операторы сотовой связи, аптечные сети, рестораны, магазины и автозаправки. По итогам 2011 года было выдано 5,4 млн карт «Малина», оборот по которым за 2011 год составил 1,5 млрд долларов.

По сведениям «Коммерсанта», несмотря на урегулирование ситуации с правомерностью использования карт «Малина», ЦБ все же продолжит мониторинг сектора накопительных программ, «похожих на электронные деньги», отметил источник, близкий к ЦБ. По его словам, регулятор уже подготовил текст соответствующего письма, которое намерен направить участникам рынка. Впрочем, на текущий момент «Малина» — единственная крупная программа лояльности, чья деятельность вызвала вопросы у ЦБ.