Сбербанк в прошлом году закрыл 282 филиала, сообщается на сайте ЦБ России. Эту цифру можно назвать довольно значительной. Наблюдается ли в целом в российском банковском секторе тенденция по сокращению филиалов и офисов, узнавала у экспертов корреспондент Банки.ру.

Похожей стратегии придерживается в настоящее время банк «Уралсиб», который реализует долгосрочную программу повышения операционной эффективности бизнеса. Согласно этой программе, банковские филиалы будут превращаться в операционные офисы макрофилиалов по федеральным округам.

«В дальнейшем банк намерен консолидировать сеть филиалов с 39 до пяти, создав макрофилиалы с центрами в Уфе, Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Это позволит банку значительно снизить расходы», — заявили в пресс-службе «Уралсиба».

Что касается сети отделений, то основная тенденция заключается, наоборот, в увеличении их числа. Так, в 2012 году СМП Банк не сокращал число офисов, а открыл еще 15 новых отделений. Хоум Кредит Банк также в прошлом году увеличил число отделений с 572 на начало года до 900 в конце 2012-го.

«Кроме того, мы продолжали наращивать сеть микроофисов. С января по октябрь 2012 года их число выросло на 4 388. Мы открывали новые микроофисы в торговых центрах, а также расширяли функционал точек продаж в магазинах-партнерах», — говорит аналитик Хоум Кредит Банка Станислав Дужинский. Промсвязьбанк в 2012 году расширил сеть на 20 новых точек продаж.

«Мы не видим тенденции к сокращению банковских сетей и снижению уже достигнутого уровня проникновения банковских услуг», — констатирует аналитик Хоум Кредит Банка Станислав Дужинский.

Как отмечает заместитель председателя правления СМП Банка Максим Егунов, абсолютное большинство банков постоянно оптимизируют региональную сеть, что заключается в закрытии неэффективных офисов и открытии новых. Часть банков оптимизируют структуру сети, меняя бизнес-модель. «С одной стороны, банки стараются перевести часть клиентов на дистанционное обслуживание, так как интернет-банкинг исключают целый ряд затрат. Но при этом банковские офисы в их привычном виде тоже, конечно, никуда не денутся. Во-первых, огромная прослойка клиентов привыкла посещать офис лично, во-вторых, банкам необходимо соблюдать требования законодательства по идентификации кредитными организациями своих клиентов», — поясняет Максим Егунов.

Но в каком бы ключе ни происходила оптимизация банковской сети, говорить о том, что в регионах сокращается доступность банковских услуг, некорректно, отмечает зампред правления СМП Банка. «В небольших населенных пунктах, как правило, в любом случае в том или ином виде представлены отделения банков с большой долей госучастия, на которые возложена еще и социальная миссия», — заключил он.