ЦБ РФ указал банкам на необходимость адаптировать политику взимания процентов за пользование кредитом к нормам закона «О защите прав потребителей», говорится в письме регулятора N 228-Т от 29 декабря 2007 года «По вопросу осуществления потребительского кредитования». Письмо опубликовано в сегодняшнем номере «Вестника Банка России».

Нормы закона, на которые Банком России было особо указано, содержатся в ч. 1 и в абзаце 4 ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав потребителей». Изменения в законе вступили в силу с 12 декабря 2007 года.

Теперь, беря в банке кредит, потребитель имеет право требовать своевременной информации о размере кредита, полной сумме выплат и графике погашения этой суммы. Напомним, что в соответствии с нормой, содержащейся в преамбуле закона, потребитель — «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Содержащиеся в ст. 10 закона «О защите прав потребителя» требования распространяются только на отношения кредитных организаций с гражданами, которым предоставляются денежные средства по кредитным договорам, в том числе в случаях кредитования счета.

Как гласит абзац 4 ч. 2 ст. этой статьи, организации, предоставляющие кредиты гражданам, обязаны предоставлять им информацию о товарах (работах, услугах), которая в обязательном порядке содержит «цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы».

«Кроме этого, кредитным организациям рекомендуется адаптировать к указанной норме закона политику взимания процентов за пользование кредитом и иных платежей, связанных с выдачей кредита, в частности — комиссионного вознаграждения», — говорится в письме Банка России.