В рамках саммита Россия-ЕС одной из тем переговоров было вступление РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу подчеркнул «свою приверженность как можно более раннему вступлению России в ВТО». Но, как удалось выяснить «Коммерсанту», как раз это России, возможно, и не удастся. Потому что протокол об условиях ее вхождения в ВТО близок к ревизии. Главный ревизионист — новый еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон.

Год назад в Москве на саммите Россия-ЕС, в котором участвовали президент Владимир Путин и тогдашний глава Еврокомиссии Романо Проди, был подписан официальный протокол об условиях вступления в ВТО. Тогдашний еврокомиссар по торговле Паскаль Лами и российский министр экономического развития и торговли Герман Греф с гордостью представили этот документ общественности, указав, что «Россия уже прошла две трети пути в ВТО», потому что ЕС является ее крупнейшим торговым партнером. Но при этом оба подписанта не скрывали, что решены далеко не все вопросы.

Ситуация кардинально поменялась с приходом на должность еврокомиссара по торговле Питера Мандельсона. Уже его первые переговоры с Германом Грефом показали, что новый еврокомиссар настроен более чем жестко, а на их встрече в конце апреля в Брюсселе, по неофициальной информации, вообще можно было услышать взаимные упреки в предоставлении неправдивых сведений и даже заявления о разочаровании и обескураженности.

Прежде всего жесткая конфронтация между Мандельсоном и Грефом возникла по вопросам платы европейских авиакомпаний за транссибирские перелеты. По мнению еврокомиссара, все сборы, кроме экономически обоснованных аэронавигационных, должны быть до 2013 года безусловно отменены. Кроме того, по сведениям «Коммерсанта», Мандельсон потребовал от Грефа скорейшей ликвидации практики фактического, по его мнению, навязывания европейским авиакомпаниям разного рода услуг от «Аэрофлота». Еврокомиссар даже пригрозил устроить по этому поводу настоящий скандал — официально запретить еврокомпаниям принимать такого рода услуги.

Герман Греф, наоборот, полагает, что только примерно 20% от ныне существующих авиасборов могут быть ликвидированы как явно дискриминационные. При этом выпадающие доходы ЕС неплохо бы компенсировать. А что касается «Аэрофлота», то российский министр предложил еврочиновникам не вмешиваться в коммерческие отношения авиакомпаний.

В Брюсселе какого-либо согласия по вопросу об авиасборах достигнуто не было. При этом и еврокомиссар, и российский министр ссылались на дух и букву прошлогоднего протокола. По данным «Коммерсанта», раздраженный еврокомиссар пригрозил: «Как будто вы собираетесь вступать в ВТО не в декабре этого, а в декабре 2006 года!»

Приехав в Москву, Питер Мандельсон отметил, что, по его ощущениям, ему противостоит не столько Герман Греф, сколько отраслевые министры, а также большой бизнес. И вообще, в российском руководстве отсутствует координация усилий по вступлению России в ВТО — «пора бы вмешаться лично президенту Путину».