Подконтрольный бизнесмену Рустаму Тарико банк «Русский Стандарт» намерен установить контроль над рынком подарочных карт, ежегодный оборот которого эксперты оценивают в 800 млн долларов. Банк уже начал рассылать по рынку претензию с требованием прекратить использование зарегистрированного им товарного знака «подарочная карта», пишет в понедельник «Коммерсант».

О том, что «Русский Стандарт» направил претензию по факту незаконного использования товарного знака в РНКО «Платежный центр» (бренд «Золотая корона»), изданию стало известно от участников рынка (копия письма есть в распоряжении газеты). Письмо-претензия датировано 22 января 2013 года и адресовано главе РНКО Григорию Мацу. В нем банк указывает на то, что он является обладателем исключительных прав на товарный знак «подарочная карта», и требует прекратить его использование. В противном случае «Русский Стандарт» угрожает обратиться в суд с требованием о прекращении эксплуатации товарного знака и выплате компенсации. В «Платежном центре» получение претензии подтвердили, однако от комментариев по поводу своих дальнейших действий отказались, пояснив, что «данный вопрос сейчас прорабатывается юристами». В «Русском Стандарте» от комментариев также отказались.

Это не первый случай попытки банка заработать на регистрации товарного знака. В 2010 году СКБ-Банк, зарегистрировавший права на знак в виде изображения савойской капусты, через суд потребовал от НБ «Траст» прекратить использование этого изображения в своей рекламе, а также возместить ущерб в размере 5 млн рублей, однако в споре проиграл. В споре банков «Восточный Экспресс» и «Российский Капитал» в 2010 году по зарегистрированному на «Восточный Экспресс» словесному знаку «Рождественский», который «Российский Капитал» использовал для названия вклада, суд, наоборот, встал на сторону правообладателя, однако, судя по иску, выплаты компенсации банк так и не потребовал.

Нынешний случай более масштабен: ранее на платежный инструмент банки свои претензии не распространяли. По оценкам гендиректора компании Giftery Георгия Лебедева, ежегодный оборот рынка подарочных карт, определяемый совокупным номиналом всех приобретаемых карт, составляет 800 млн долларов, а ежегодный прирост — от 30% до 35%. Подарочная карта, выпускаемая как банком, так и ретейлером, не предполагает указания держателя карты и оформляется без документов. Как правило, номинал карты составляет до 15 тыс. рублей — этот порог установлен антиотмывочным законодательством, которое разрешает операции с денежными средствами без идентификации клиента лишь в пределах этой суммы. РНКО «Платежный центр» осуществляет выпуск и процессинг бонусных карт «Кукуруза», «Связной клуб», карт «Цифрограда», а также выпускает подарочные карты «Меги», «Афимолл Сити» и Сбербанка. Подарочные карты выпускают также Сбербанк, Промсвязьбанк, Альфа-Банк, ЮниКредит Банк, МТС-Банк, СМП-Банк и другие, а также сеть магазинов детских товаров «Детский мир», «Мега» и «Афимолл».

Впрочем, кроме «Платежного центра», никто писем от «Русского Стандарта» пока не получал. Участники рынка не исключают, что в данном случае имеет место конфликт этих двух игроков. По словам собеседников «Коммерсанта», знакомых с ситуацией, «Русский Стандарт» еще с начала 2012 года вел переговоры с «Мегой» о запуске подарочной карты на процессинге своего банка, но в итоге совместный проект так и не был запущен, а тендер «Меги» на отбор эмитента и процессинга карт выиграла РНКО. Аналогичная ситуация получилась и с подарочной картой «Афимолла», добавляет один из источников издания.