Подконтрольный бизнесмену Рустаму Тарико банк «Русский Стандарт» начал рассылать участникам рынка претензию с требованием прекратить использование зарегистрированного им, как утверждают в кредитной организации, товарного знака «Подарочная карта». Первым извещение о незаконном использовании товарного знака получила РНКО «Платежный центр» (бренд «Золотая Корона»). Опрошенные корреспондентом портала Банки.ру эксперты считают, что ограничивать здоровую конкуренцию с помощью юридических ухищрений не очень красиво.

Подарочная карта, по сути, представляет собой предоплаченную карту, которая может выпускаться в различных формах, в том числе в виде виртуальных карт, поясняет начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Алексей Капустин. «В принципе, предоплаченная карта — карта на предъявителя (то есть неименная), на которой существует некий лимит средств», — рассказывает банкир. Это может быть пластиковая банковская карта, но также это может быть совместный продукт банка или магазина.

Поэтому у вице-президента СМП Банка Ирины Данилиной желание банка «Русский Стандарт» сам факт регистрации «Подарочной карты» как товарного знака вызывает массу вопросов. «Дело в том, что законодательно запрещено регистрировать товарные знаки, названия которых имеют описательный характер и являются общеупотребительными, — рассказывает эксперт. — В данном случае речь идет о том, каким образом будет использоваться банковский продукт, а слово «подарочный», разумеется, является общеупотребительным».

«Я знаю, что существует определенный механизм злоупотребления правами в области интеллектуальной собственности, когда, допустим, недобросовестный правообладатель регистрирует патент в патентном ведомстве, после чего начинается судебная война, имеющая целью вытеснение, пусть даже временное, с рынка конкурентных игроков, производящих товар со схожими характеристиками», — делится с Банки.ру заместитель председателя правления Ланта Банка Дмитрий Шевченко.

О том, что это не первая попытка банков закрепить за собой популярное слово, напоминает и Ирина Данилина. «Можно вспомнить истории с «Новогодним вкладом» или «Проездной» транспортной картой. В подобных случаях банки, которые считают подобные действия неправомерными, могут оспорить охрану товарного знака в Роспатенте или Арбитражном суде», — отмечает вице-президент СМП Банка.

Предоплаченные карты — достаточно нишевый продукт, считает Алексей Капустин. Он добавляет, что по сравнению с Европой российский рынок еще очень слабо развит в этом сегменте, и, соответственно, его перспективы огромны. «Поэтому в целом такой продукт может быть перспективен, если в него активно инвестировать и развивать партнерскую сеть, где эти карты могут быть использованы», — рассуждает банкир.

И все же защита авторских прав действительно является рыночной необходимостью, подчеркивает Дмитрий Шевченко. Он уверен, что защита прав не должна перерастать в злоупотребление ими. Более критично оценивает решение «Русского Стандарта» Ирина Данилина. «В любом случае попытки ограничить здоровую конкуренцию с помощью юридических ухищрений выглядят не очень красиво», — поделилась с Банки.ру вице-президент кредитной организации.