Специализированные банки автопроизводителей растут вдвое быстрее рынка и за три года увеличили долю в семь раз, пишет во вторник газета «Ведомости». Но на них пока приходится менее 10% выдаваемых автокредитов.

За три года специализированные банки автопроизводителей (Тойота Банк, БМВ Банк и Мерседес-Бенц Банк Рус) увеличили долю на рынке автокредитования с 1,2% до 8,4%, подсчитали аналитики «Ренессанс Кредита». По итогам 2012 года общий объем рынка составил 852 млрд рублей, за год увеличившись на 20,5%. По оценке Frank Research Group, рынок за год прибавил 21%, а его объем составил 818 млрд рублей, на специализированные банки приходится 7,7% рынка.

Специализированные банки растут значительно быстрее других игроков, отмечают участники рынка. Так, лидером по темпам прироста розничного портфеля стал Тойота Банк, за год его портфель вырос на 80% до 31,8 млрд рублей, подсчитал начальник информационно-аналитического отдела «Лайф Капитала» Валерий Пивень. Мерседес-Бенц Банк Рус увеличил портфель на 42% до 7,4 млрд рублей, БМВ Банк — на 35% до 20,7 млрд рублей, говорит Пивень, ссылаясь на отчетность банков.

На топ-10 банков в сегменте автокредитования, куда впервые в прошлом году попал и Тойота Банк (а он крупнейший банк автопроизводителя в России), приходится 69% рынка, сказал партнер Frank Research Group Юрий Грибанов. Лидер рынка — Сбербанк увеличил за год портфель на 24% до 102,6 млрд рублей, сообщил представитель госбанка. Портфель автокредитов ВТБ 24 прирос на 34,3% до 95,5 млрд. «Уралсиб» за год увеличил портфель на 46% до 22,8 млрд, ЮниКредит Банк — на 36,8% до 62,2 млрд, а портфели Русфинансбанка и Росбанка выросли всего на 6,76% и 6,8% до 79,9 млрд и 73 млрд соответственно.

Позиции действующих кэптивных банков укрепляются, в 2012 году многие из них росли темпами, существенно опережающими рынок, за счет более эффективной по сравнению с 2011 годом работы в своих «домашних» брендах, говорит начальник управления автокредитования ВТБ 24 Алексей Токарев. В 2012 году темпы прироста портфелей кэптивных автобанков были действительно больше, чем у крупнейших игроков в сегменте автокредитования, на 10—40 процентных пунктов в зависимости от марки, которую кредитует специализированный банк, считает начальник управления развития автокредитования Райффайзенбанка Наталья Морозова. Это неудивительно, так как специализированные банки предлагают лучшие условия по кредитованию, отмечает она.

Успех банков автопроизводителей во многом определен самой формой этих кредитных организаций, выполняющих фактически роль финансовой инфраструктуры, такие банки действуют в интересах основных участников процесса купли-продажи автомобиля, поясняет президент Тойота Банка Александр Колошенко. «Для нас показатель успеха — рост продаж автомобилей автопроизводителя в кредит, а не увеличение маржи или процентного дохода, мы предлагаем кредитную программу с минимальной годовой ставкой 5,9%, что ниже ставки рефинансирования ЦБ», — говорит он. Причем это не «маркетинговая» ставка, достигаемая скидкой клиенту от дилера, а предложение банка клиенту, уверяет Колошенко. Успех Тойота Банка нельзя рассматривать в отрыве от развития «Тойота Мотор», рост спроса на автомобили автопроизводителя во многом определяет успешность банка, заключает он.

«Мы не прогнозируем значительного роста продаж автомобилей в 2013 году и считаем вполне вероятным, что, несмотря на значительный рост сейчас, темп роста портфелей автобанков (относительно универсальных) может замедлиться по мере насыщения рынка», — полагает Морозова.