Министр экономики Андрей Белоусов предлагает на практике внедрить новый принцип бюджетного планирования — «лист ожидания» для инвестрасходов, на которые нет денег. Как следует из очередного письма министра главе правительства Дмитрию Медведеву, перевод госзаказчиков в узаконенную очередь за деньгами, которая прежде существовала неофициально, Белоусов объясняет жесткостью «бюджетного правила» и необходимостью исполнять приоритеты президентских и правительственных решений. Окончательно решения по «листу ожидания» предлагается принимать первому вице-премьеру Игорю Шувалову. «Лист ожидания» может стать и удобным инструментом завышения госрасходов, и единым способом давления на правительство по увеличению трат. Об этом в среду пишет «Коммерсант».

В Минэкономики считают, что при действующем «бюджетном правиле» в бюджете на 2014—2016 годы нет средств на одновременное исполнение президентских и правительственных решений и на полноценное финансирование ФЦП вместе с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства. Об этом Белоусов, как стало известно «Коммерсанту», 6 февраля 2012 года сообщил в своем письме премьер-министру Медведеву. При этом министр ссылается на некие «расчеты», которые «показывают», что при подготовке следующего бюджета, которая стартует в Белом доме уже в марте 2013 года, потребуется «сокращение расходов, предусмотренных министерствами и ведомствами федеральным законом о федеральном бюджете». Никаких цифр письмо министра не содержит, а сам министр оказался недоступен для комментариев.

Оспаривать приоритет президентских поручений в основном социального характера, оформленных майскими указами, Белоусов не стал, подчеркнув необходимость «безусловного» их исполнения.

В этом документе он не поставил под сомнение и необходимость буквального исполнения «бюджетного правила», предусматривающего приоритетное накопление Резервного фонда до 7% ВВП за счет нефтегазовых доходов. Это он уже сделал другим письмом, отправленным премьер-министру в январе, где предложил снизить порог накопления Резервного фонда до 5% ВВП, создать под управлением Минэкономики Фонд развития и аккумулировать в нем до половины всех нефтегазовых доходов бюджета.

Исходя из действующих норм Бюджетного кодекса, министр предложил считать предложения госзаказчиков и субъектов бюджетного планирования, оставшихся без денег, «выходящими за рамки бюджетных ограничений, но отвечающими установленным требованиям и приоритетам». Но эти приоритеты явно не президентского уровня. Новый уровень бюджетного планирования в письме министра предлагается узаконить в виде «листа ожидания» (в Бюджетном кодексе такого понятия не существует). Именно на основании этого «листа», по мнению Андрея Белоусова, и будут приниматься решения «по распределению дополнительных доходов бюджета» в случае их появления.

«Лист ожидания», по замыслу Минэкономики, должен формироваться именно в этом ведомстве, и правительству предлагается утвердить график его подготовки. По графику Минфин должен будет представить в правительство предложения «по общему предельному объему» инвестрасходов, подлежащих финансированию из бюджета, до 15 марта 2013 года. Закрыть бюджет для претендентов на госинвестиции предлагается в первой декаде апреля. Не попавших туда бюджетополучателей Минэкономики берется зачислить в «лист ожидания» до первой декады июня. Окончательно утвердить «лист» предлагается у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Насколько эти предложения могут сократить инвестиционную часть федерального бюджета и окажется ли «лист ожидания» еще и входным билетом в неоформленный Фонд развития, изданию не смогли объяснить и в Минфине. При этом у правительства и так уже существует неформальный список отложенных обещаний в утвержденных госпрограммах, составленных сверх бюджетных лимитов. Госпрограммами Белый дом уже взял обязательства закрыть допрасходы бюджетными допдоходами. При этом приоритеты госпрограмм в основном и объяснялись необходимостью прежде всего исполнять президентские указы. Занесение в «лист ожидания» новых очередей уже существующих проектов между тем достаточно удобный способ раздувания смет на госрасходы — это было прекрасно продемонстрировано на примере закрытого Инвестфонда. При этом «лист» также легко может стать и инструментом консолидированного политического давления на Минфин — как в случае с Инвестфондом, взрывной рост запросов на расходы которого в 2007—2008 годах привел к проектам «бюджета развития» в Госдуме и к требованиям смены бюджетной политики в сторону смягчения макроэкономической линии Белого дома.

По данным «Коммерсанта», свои предложения Андрей Белоусов доложил Дмитрию Медведеву 7 февраля лично — после заседания правительства на прошлой неделе. Из резолюции премьер-министра следует, что он с предложенным подходом «согласен» — поручил провести необходимые согласования, прежде всего с первым вице-премьером Игорем Шуваловым и министром финансов Антоном Силуановым, и «докладывать по результатам совещаний».