Объемы продаж в России как в традиционном, так и в онлайн-ретейле далеки от показателей Китая и США, но находятся на одном уровне с Бразилией и Индией и даже где-то превышают их показатели. Об этом, как пишет «Коммерсант», говорится в исследовании PricewaterhouseCoopers «Электронный ретейл в странах БРИК и США». При этом доля e-commerce в ретейле растет в течение последних четырех лет во всех пяти странах, особенно стремительно — в КНР (на 0,7—1,5% в год). В России этот показатель составляет 0,2—0,3% в год — 2,2% от общей розничной торговли по итогам 2012-го.

По оценкам экспертов PwС, за пять лет (с 2008 по 2012 год) объем электронной торговли в России вырос с 3,5 млрд до 10,4 млрд долларов, а количество интернет-пользователей на декабрь минувшего года составило уже 68 млн человек, из которых 11 млн являются онлайн-покупателями. При этом Россия занимает ведущую позицию среди стран БРИК, где покупатели сначала сравнивают товары в онлайне, а потом идут покупать их в магазин.

Несмотря на то, что e-commerce постепенно распространяется и в регионах (прежде всего в городах-миллионниках как центрах торговли), на Москву и Подмосковье приходится 45% всех онлайн-покупок, 11% — на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В первую очередь это вызвано неразвитостью логистической инфраструктуры (что также роднит Россию с Бразилией и Индией) и недоверием со стороны населения к e-commerce, констатируют аналитики.

Кроме того, на развитие электронной торговли в России по сравнению с другими странами БРИК негативно влияет олигопольный характер рынка мобильной связи, что приводит к высоким ценам на мобильный Интернет и, следовательно, к низкому проценту онлайн-покупателей, совершающих покупки с помощью мобильных телефонов, пишут в отчете эксперты. Впрочем, благодаря либерализации и стандартизации рынка электронных платежей сегмент мобильной коммерции показал трехкратный рост за 2009—2011 годы и составил примерно 0,5 млрд долларов. По прогнозам PwC, объем этого сегмента удвоится по итогам 2012 года.

В январе Morgan Stanley дал свои оценки российского рынка интернет-торговли. Из них следовало, что объем российского рынка e-commerce вырастет до 36 млрд долларов к 2015 году, достигнув 4,5% от всех розничных продаж.