В январе 2013 года Транскапиталбанк и Прокоммерцбанк допустили неисполнение платежных требований клиентов из-за недостатка средств на корсчете в Банке России.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости Транскапиталбанка за январь 2012 года (101-я форма), по счету 47418 («средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности средств») прошли внутри месяца обороты на сумму 160,6 млн рублей у Транскапиталбанка и 5,7 млн рублей у Прокоммерцбанка. Обороты по дебету и кредиту были одинаковые, исходящий остаток по итогам месяца остался нулевым.

Согласно официальным комментариям представителей Транскапиталбанка, возникли обороты по этому счету из-за технического сбоя МЦИ Банка России. «Данная ситуация сложилась 9 января 2013 года из-за технического сбоя в работе МЦИ Банка России. 10 января все документы были списаны со счета 47418. Обязательства перед клиентами были выполнены в полном объеме без нарушений сроков», — отмечают представители учреждения.

Отметим, что у Транскапиталбанка на 1 февраля норматив достаточности капитала организации составил 12,99% при минимально допустимом значении 10%. Нормативы ликвидности банком соблюдены. Банк показал прибыль за 2012 год и январь 2013 года (соответственно 1,8 млрд и 326 млн рублей).

Прокоммерцбанк также предоставил комментарий по сложившейся ситуации. «Обороты по счету 47418 в январе 2013 года возникли по техническим причинам. Банк не допускал нарушений сроков исполнения платежных поручений клиентов, отчетность банка по форме 0409350 по состоянию на 1 февраля, принятая отделением МГТУ Банка России, содержит нулевые данные», — говорится в комментарии представителя учреждения.

На 1 февраля норматив достаточности капитала Прокоммерцбанка составлял 39,3%. Нормативы ликвидности учреждением соблюдены.

Следует отметить, что активно работающему банку поступает огромное количество клиентских платежных требований/поручений в течение месяца. Согласно положению о правилах осуществления перевода денежных средств, платежное поручение действительно к предъявлению в банк в течение десяти календарных дней со дня его предоставления. Технически (при достаточной ликвидности) банк исполняет платежные поручения в течение 2—5 рабочих дней. Основные причины, по которым банки не исполняют клиентские платежи в срок, могут быть как техническими (сбой в платежной системе банка или РКЦ ЦБ, как в данном случае), так и экономическими.

Под экономическими причинами понимается неисполнение банком клиентских платежей по причине недостатка ликвидных средств, которые банк может направить на погашение своих обязательств перед клиентами. При этом причины недостатка ликвидности могут быть самыми разными: некачественное управление ликвидностью, крупные невозвраты в кредитном портфеле, массовый отток клиентов из банка и т. д.