На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова во вторник были распределены полномочия по регулированию, контролю и надзору на финансовых рынках между Банком России и правительством, пишет «Коммерсант».

Контроль над пенсионными фондами полностью достанется ЦБ — в ведении правительства останется только Пенсионный фонд РФ (ПФР). Также ЦБ будет регулировать все коммерческое страхование. За Белым домом останется только обязательное медицинское страхование и страхование военнослужащих, по которым последней инстанцией выступает бюджет. Споров на рынке такое решение не вызвало — его участники сходятся на том, что результаты покажет время, а единый регулятор лучше двух.

Изначально предлагалось сохранить за правительством все нормотворчество в части обязательного страхования (речь идет об ОСАГО, обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов и др.), а все виды добровольного страхования отдать под контроль ЦБ. Однако Игорь Шувалов предложил альтернативный вариант разделения полномочий создаваемого за счет включения ФСФР в подчинение ЦБ единого регулятора. Первый вице-премьер предложил разделить виды страхования не по обязательности, а «по экономическому принципу». В секретариате Шувалова пояснили: все виды страхования, которые строятся по канонам классики экономики страховщиков, должны отойти к ЦБ, а те, где страховщики выступают по сути агентами правительства (ОМС, страхование военнослужащих и т. п.), останутся в ведении правительства. Этот вариант и был поддержан участниками совещания.

Ту же логику Игорь Шувалов предложил применять и в распределении между единым регулятором и Белым домом полномочий по регулированию управления пенсионными накоплениями граждан. Так, полномочия по регулированию деятельности НПФ в части добровольного пенсионного страхования, накопительного пенсионного страхования отойдут мегарегулятору («единому регулятору в рамках ЦБ», поправляют в правительстве), а за Белым домом останется контроль над ПФР. На вопрос «Ъ», получит ли ЦБ полномочия по контролю Внешэкономбанка в части управления деньгами «молчунов» (сохранивших накопительную часть пенсии под управлением государственной УК), в секретариате Шувалова сказали, что «вопрос так детально не рассматривался, но в общей логике принятых решений эти полномочия должны отойти к единому регулятору».

Участники вчерашнего совещания называют выводы собрания «рабочим моментом» и утверждают, что окончательная конструкция по распределению полномочий внутри мегарегулятора еще не ясна. Тем не менее распределение полномочий по экономическому принципу будет протокольно зафиксировано и уже сегодня на заседании рабочей группы в Минфине будет рассмотрено с целью включения в законопроект.

Однако нет окончательного решения в вопросе существующего бюджета ФСФР. По словам информированного источника «Ъ», тема сейчас изучается. «Смета ФСФР устанавливается на год (законом о бюджете. — Прим. «Ъ»), а переход службы под контроль Банка России произойдет в третьем-четвертом квартале. Тогда же будет происходить окончательный расчет с уходящими сотрудниками. Вероятнее всего, «хвостов» не останется. По крайней мере переводить в ЦБ бюджетные средства, закрепленные за ФСФР, не планируется», — говорит собеседник «Ъ». Отметим, что такой подход позволит Минфину сэкономить и 17,2 млрд рублей, заложенных в проект госпрограммы «Развитие финансовых и страховых рынков и создание международного финансового центра» до 2020 года.