По мнению банкиров, присутствовавших на VI церемонии «Банк года», организованной порталом Банки.ру, набирающая сейчас популярность услуга по финансовому планированию будет в скором времени внедрена во всех крупных банках.

«Сейчас мы видим, что большинство банков, которые позиционируют себя как банки с персональным обслуживанием, предлагают финансовое планирование. Как минимум через интернет-банк, в котором можно по меньшей мере просмотреть отчетность о проведенных клиентом операциям за определенное время, — говорит управляющий директор по состоятельным клиентам Бинбанка Елена Храпко. — Вряд ли финансовое планирование будет введено во всех банках, но топ-50 подтянется и будет выделять состоятельных клиентов в отдельную подкасту с отдельным обслуживанием и отдельными продуктами, в том числе предлагая им персональное финансовое планирование».

По мнению финансового директора Лето Банка Александра Самохвалова, все большее количество кредитных организаций начинают задумываться о повышении финансовой грамотности своих существующих и потенциальных клиентов. Причем речь идет как о состоятельных клиентах, так и о массовом клиентском сегменте. Банки в частности учат кредитных специалистов общаться с клиентами не с помощью таблиц и графиков погашения, а выстраивая дружеский диалог с заемщиком.

«Я думаю, что финансовое планирование для массового сегмента будет внедряться, но в более упрощенной форме, — считает Самохвалов. — Например, мы прививаем культуру финансового планирования за счет разрушения типичных барьеров общения клиента с сотрудником банка, клиент может сесть рядом с кредитным специалистом и уже советоваться в формате диалога. Вряд ли обычный клиент поймет таблицы и выкладки, которые дает ему менеджер, клиент будет изъясняться с ним более бытовым языком и ждет того же от менеджера».

Тем не менее Самохвалов полагает, что повышение финансовой грамотности у клиентов (в том числе за счет внедрения банками услуги финансового планирования) будет развиваться медленными темпами в силу того, что Россия — довольно большая страна. В первую очередь повышением финансовой грамотности займутся госбанки и крупные кредитные организации.

На данный момент наиболее известна кампания Сбербанка по предоставлению услуги финансового планирования своим клиентам. Услуга «персональное финансовое планирование» доступна для состоятельных клиентов в зонах «Сбербанк 1» и Сбербанк Премьер». Менеджеры банка помогают клиентам составить финансовый план, который определит стратегию управления личными финансами. Стандартное персональное финансовое планирование отнимает у клиента всего порядка 20 минут.

По данным директора управления вкладов и инвестиционных продуктов физических лиц Сбербанка Дмитрия Огуряева, в 2012 году услугой персонального финансового планирования воспользовались 80 тыс. клиентов, в наступившем году по оценкам Сбербанка их будет уже 300 тыс.

Кроме прочего, недавно Сбербанк заявил о том, что в течение 3—4 лет планирует предложить услугу финансового планирования массовому клиентскому сегменту, включая пенсионеров.