Драйвером роста на рынке лизинга в 2012 году снова стала железнодорожная техника. Такую оценку дает руководитель отдела развития бизнеса компании «ФБ-Лизинг» Алексей Карев, чей анализ последних тенденций лизингового рынка и причин их формирования приводится на сайте компании.

В частности, эксперт отметил, что половина объема новых сделок за три квартала прошлого года пришлась именно на сегмент железнодорожного лизинга. Также, по его словам, многие игроки рынка в прошлом году начали активно осваивать или продолжили развивать направление легкового автотранспорта. «Риск входа в сделку на высоколиквидное имущество относительно невысок, — объясняет причину интереса новых игроков к этому сегменту Карев. — С учетом нестабильной экономической ситуации в Европе эта тенденция будет оказывать влияние на развитие этого сегмента в 2013 году».

Впрочем, как отметил представитель «ФБ-Лизинга», во втором полугодии 2012 года «наблюдалась тенденция стагнации рынка лизинга в направлениях легкового и коммерческого транспорта. Многие участники рынка стали более внимательно относиться к крупным сделкам и оценке рисков проектов. Также в 2012 году наблюдалось повышение ставки финансирования в сегменте легкового автотранспорта».

В качестве еще одной тенденции на рынке лизинга в 2012 году эксперт выделяет увеличение продаж строительной и специальной техники в связи с продолжающимся ростом дорожного строительства. «Свой вклад в рост рынка строительной техники вносят также правительственные программы на уровне регионов по поддержке малого и среднего предпринимательства», — добавляет специалист.

«На рынке оборудования также наблюдалось увеличение активности, — продолжает он. — Наиболее активно в настоящий момент развиваются направления по переработке вторичного сырья в связи с ужесточением на государственном уровне экологических требований. Также выросло число запросов по обновлению основных фондов в системе ЖКХ, в области очистки воды и в энергетике. Малые и средние предприятия предпочитают воздерживаться от серьезных вложений в развитие новых направлений производства, вместе с тем активно идет процесс модернизации и автоматизации процессов на уже имеющихся производствах, что требует закупки технологичного оборудования».

Негативное влияние на рынок лизинга в прошлом году оказал, по мнению Карева, рост стоимости заемного капитала, а также рост стоимости в легковом сегменте, который превысил обычные 5—10% в год. Еще одним сдерживающим фактором стала нехватка надежных клиентов.

Что касается предпочтений клиентов, то, хотя особых изменений в этой сфере не произошло, можно отметить появление у них желания «получить не финансовый продукт со всевозможными опциями, а в чистом виде финансирование с налоговыми льготами и без дополнительных услуг», констатировал эксперт.

Он также озвучил прогнозы на следующий год. По его словам, в 2013-м «ФБ-Лизинг» ожидает умеренного роста продаж — на уровне европейских 10—15%. «Драйверами роста в 2013 году станут автотранспорт, строительная и спецтехника, авиатранспорт, нефтегазовое оборудование вследствие реализации подписанных в текущем году соглашений в сегменте авиатранспорта, оживления в строительной отрасли и стабильного развития нефтегазового сектора», — заключил эксперт.

ООО «ФБ-Лизинг» — российская «дочка» крупнейшей независимой лизинговой компании в Европе VR-Leasing AG с головным офисом в Германии и дочерними предприятиями в ряде стран региона. В России компания развивает бизнес через центральный офис в Москве и региональное подразделение в Санкт-Петербурге, работая в трех ключевых сферах: лизинге автотранспорта; строительной и специальной техники; оборудования.

По итогам девяти месяцев 2012 года компания «ФБ-Лизинг» заняла 36-е место среди российских лизингодателей по размеру портфеля и 28-е — по объему нового бизнеса (данные «Эксперт РА»). В начале февраля-2013 компания сообщила о росте объема своего нового бизнеса более чем на 20% и лизингового портфеля — на 10% по итогам всего 2012 года.