Депутат и глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков подготовил и в ближайшее время внесет в Госдуму поправки в закон «О кредитных историях», пишут «Известия».

В соответствии с ними реестр залоговых автомобилей будут вести бюро кредитных историй (БКИ). В настоящее время эта обязанность возложена на нотариусов с подачи президента Владимира Путина, но до начала 2014 года, когда должен заработать реестр, есть время. За передачу реестра в БКИ выступают аффилированные с ними банкиры, Совет Федерации и сами нотариусы: в Федеральной нотариальной палате говорят, что не прочь отдать новую ношу.

Разговоры о создании единой базы, позволяющей по VIN автомобиля проследить его историю (проверить, не числится ли машина в угоне, является ли она залоговой), начались еще в 2006 году — из-за мошенничества на рынке с такими авто. Обсуждались различные варианты: создать реестр на базе бюро кредитных историй, Центрального каталога кредитных историй ЦБ или воспользоваться мощностями МВД, но по ряду причин такого реестра еще нет.

Суть законопроекта Аксакова заключается в следующем. Банк, выдавая кредит на приобретение автомобиля, сразу передает информацию в БКИ, и те вносят машину в специальный залоговый реестр. А если, скажем, гражданин берет кредит не у банка, а у физлица, тогда участники сделки идут к нотариусу для удостоверения договора займа на приобретение автомобиля, а нотариус отчитывается в БКИ. По законопроекту любое заинтересованное лицо сможет через Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ, ведется ФСФР) выяснить, находится ли авто в залоге. В нем будут сведения о том, в каком кредитном бюро находятся более подробные данные о заложенном имуществе. Подобную схему в 2011 году предлагал Минфин, но его законопроект в итоге не был внесен в Госдуму.

История с реестром залоговых машин получила неожиданный поворот в 2012 году — к октябрю президент Владимир Путин подписал закон, изменяющий закон о нотариате (внесен правительством, подготовлен Минюстом). По нему обязанности по ведению реестра заложенного движимого имущества переданы Федеральной нотариальной палате (ФНП). Предполагается, что наличие обременения на авто можно будет узнать бесплатно на специальном интернет-ресурсе. А подробная выписка из реестра, согласно поправкам, обойдется в 100 рублей. По словам источников в Совете Федерации и ФНП, передача ведения реестра нотариусам была личным поручением президента. Эта мера призвана защитить права добросовестных приобретателей имущества, оградить их от покупки автомобилей, находящихся в залоге у банков, отмечалось в сообщении пресс-службы президента.
Однако в конце прошлого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила против передачи ведения реестра залоговых авто нотариусам: по ее словам, «нотариальная модель нуждается в пересмотре».

«К огромному сожалению, мы не смогли притормозить принятие данного закона о нотариате, в силу инерции остановить этот поезд было невозможно, — говорила Матвиенко. — Но нами достигнута договоренность с администрацией президента и Госдумой о том, что необходимо внести изменения в закон и эту модель скорректировать. Время есть — закон вступает в силу с 1 января 2014 года».

Банкиры говорят, что работать с бюро кредитных историй им будет удобнее — с ними уже налажено сотрудничество. Кроме того, оператором крупнейшего на текущий момент реестра залоговых авто (800 тыс. машин) является Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Оно принадлежит 14 банкам и создано под эгидой Ассоциации российских банков, которая, собственно, и пролоббировала «антинотариальный» поворот.