Объединенная лизинговая ассоциация получила от Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) ответ на свое обращение от 11 февраля 2013 года по поводу пересмотра в отношении лизинговых компаний требований положения Росфинмониторинга № 203. Речь идет о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, — часть этих требований в ОЛА считают избыточными.

Положением № 203 Росфинмониторинг устанавливает четыре вида такого обучения, два из которых относятся к внешнему обучению (целевой инструктаж и повышение уровня знаний), а еще два — к внутреннему (вводный и дополнительный инструктаж). Обучение в форме целевого инструктажа обязаны однократно проходить специальное должностное лицо организации (до начала осуществления своих функций), руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате). Последующее прохождение внешнего обучения (повышение уровня знаний) для указанных лиц должно осуществляться в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях не реже одного раза в три года.

Проведение внутреннего обучения направлено на получение базовых знаний в соответствующей сфере иными сотрудниками, задействованными в «антиотмывочной» системе внутри организации.

Как напоминает ОЛА, организация обращалась в Росфинмониторинг с просьбой пересмотреть требования в части обязанности сотрудников лизинговых компаний проходить обучение в форме целевого инструктажа и повышения уровня знаний. По мнению ОЛА, с учетом многообразия видов обучения (вводный инструктаж, дополнительный инструктаж, целевой инструктаж, повышение уровня знаний), предусмотренных приказом Росфинмониторинга № 203 от 3 августа 2010 года, перечень должностных лиц, обязанных проходить обучение, является необоснованно расширенным, а требование о прохождении всеми этими лицами обучения — избыточным. «При этом нарушение данных требований способно повлечь крайне негативные последствия для деятельности лизинговой компании, а обучение, проходимое сотрудниками, фактически носит формальный характер», — констатирует ассоциация.

По мнению ОЛА, будет достаточно, если «антиотмывочное» обучение будут проходить специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля. Также необходимо оставить требование о проведении вводного инструктажа и ежегодного дополнительного инструктажа для руководителей организаций и филиалов, считают эксперты ассоциации.

В Росфинмониторинге, как выяснились, не согласны с тем, что действующие требования избыточны. Как следует из опубликованного на сайте ОЛА ответа надзорного ведомства, по мнению Росфинмониторинга, его вышеуказанное положение № 203 определяет минимальные требования к обучению сотрудников организации, позволяющие ей своевременно и в полном объеме исполнять обязанности, установленные законодательством в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Относительно списка лиц, чья должность подразумевает прохождение внешнего обучения, Росфинмониторинг отмечает, что эти люди в соответствии со своими полномочиями несут ответственность за деятельность компании в целом и в том числе принимают решения о представлении в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях, которые могут быть связаны с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, и о приеме на обслуживание иностранных публичных должностных лиц. Упомянутое внешнее обучение (повышение уровня знаний) позволяет этим сотрудникам получать сведения о новеллах антиотмывочного законодательства, в том числе предстоящих, консолидированную информацию о правоприменительной и судебной практике, а также о новых технологиях противодействия вовлечению организации в противозаконные отмывочные схемы.

В надзорном финансовом ведомстве также обращают внимание на то, что формальный подход к проведению вышеуказанных обучающих мероприятий внутри организации несет для нее существенные риски, связанные как с нарушением требований антиотмывочного законодательства (например, в части своевременного представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих контролю), так и с вовлечением организации в противоправные схемы.

С учетом вышеизложенных аргументов пересмотр требований положения № 203 в Росфинмониторинге считают преждевременным, сообщается в письме за подписью начальника юридического управления ведомства Павла Ливадного.