Госдума может рассмотреть в течение весенней сессии инициированные Агентством по страхованию вкладов (АСВ) поправки в закон о банкротстве банков, ужесточающие ответственность за вывод активов, считает руководитель департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин.

Он уточнил, что в настоящее время предложения АСВ находятся в Минфине. «Мы готовы в ближайшее время согласовать эти предложения, мы поддерживаем инициативу АСВ, также поддерживаем предложения страховщиков в части поправок в закон о банкротстве. Необходима система усиления надзора за компаниями, которые готовы покинуть рынок», — сказал Саватюгин на международной конференции «Теория и практика банкротства финансовых организаций» в понедельник в Москве.

Первый заместитель генерального директора АСВ Валерий Мирошников напомнил, что АСВ инициирует ужесточение ответственности за преднамеренное банкротство. Планируется, что срок уголовной ответственности будет увеличен по закону с 6 до 8 лет. Он отметил, что ответственность за мошенничество сейчас намного жестче, но, по сути, преднамеренное банкротство — это «многократное мошенничество».

Мирошников сообщил, что Минфин не поддержал предложение АСВ, предполагающее доступ к балансам российских компаний, то есть к налоговой тайне, требующее изменений в Налоговый Кодекс. По его словам, это единственная из предложенных инициатив агентства в этом пакете, которая не нашла поддержки Минфина. «О какой налоговой тайне может идти речь? Пока мы можем ее раскрывать только через суды», — отметил Мирошников, добавив, что раскрытие информации о балансах, которую банки могли бы получать после снятия налоговой тайны, позволило бы избежать многих проблем.

В качестве примера он привел недавний случай, когда фирма фальсифицировала отчетность, эмитируя деятельность по перевозке цемента. «В результате эта компания взяла в кредит у двадцати банков порядка 600 млн рублей. Зимой руководство этой фирмы уехало в Куршавель и больше не вернулось», — рассказал Мирошников. Затем, по его словам, выяснилось, что никакой деятельности эта компания не вела. А если бы был доступ к балансу этой фирмы, то она не смогла бы обмануть двадцать банков.

В своих предложениях АСВ также предлагает прописать требование обеспечения сохранности и достоверности документов. В настоящее время после увольнения руководителя фактически невозможно получить документы финансовой организации. Исправить ситуацию, по мнению Мирошникова, может условие, при котором руководитель, готовящийся уволиться, должен обратиться к акционерам с тем, чтобы ему назначили преемника. Еще один вариант — передача этим руководителем документов в надзорные органы.

Мирошников отметил, что серьезно осложняет процедуру банкротства наличие фирм-однодневок, которые используются для различных серых схем. «Статья 173 Налогового кодекса (незаконное предпринимательство) не решает проблемы — там предусмотрено наказание за создание таких фирм, но проблемы возникают не оттого, что эти фирмы созданы, а оттого, что они действуют, поэтому мы предлагаем скорректировать эту норму», — сообщил первый заместитель гендиректора АСВ. Он добавил, что уже несколько лет существует норма о субсидиарной ответственности менеджеров банков, но нигде в законе не прописано, кто именно должен заниматься привлечением менеджеров к ответственности и взысканием с них долгов. Он считает, что это также необходимо прописать в законодательстве.