Банки не спешат урегулировать споры с должниками с помощью правовых механизмов, например процедуры медиации (способ урегулирования споров при содействии и деятельном участии нейтрального посредника (медиатора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. — Прим. ред.), а прибегают к услугам коллекторов, которые зачастую проявляют грубость и пускают в ход угрозы. К такому выводу пришел Роспотребнадзор.

«В последнее время в Роспотребнадзор вновь участились обращения граждан с жалобами на противоправные действия со стороны коллекторских агентств, незаконный характер деятельности которых не раз отмечала не только Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но и Генеральная прокуратура», — отмечается в сообщении ведомства.

«Заявители указывают на поступающие в их адрес разного рода угрозы, прямой шантаж, несанкционированное распространение персональных данных и т. д. «Грубость, хамство и назойливость» — такая более чем красноречивая характеристика методов работы коллекторов была дана в одном из обращений. При этом требования об уплате «долгов» зачастую адресуются коллекторами гражданам, вообще не состоявшим в отношениях по кредитному договору с банками», — говорится в отчете.

Роспотребнадзор подчеркивает, что факты подобного вымогательства денежных средств под видом необходимости погашения несуществующей задолженности по даже не возникшему кредитному обязательству должны активно пресекаться правоохранительными органами.

«Кредитные организации в вопросах досудебного урегулирования возникающих с заемщиками споров вместо развития практики использования процедуры медиации предпочитают прибегать к услугам лиц, чья как юридическая, так и человеческая состоятельность не имеют ничего общего с основными началами гражданского законодательства и добросовестностью, определенной в качестве одного из основополагающих принципов осуществления гражданских прав», — заявляют в ведомстве.