15 июля начинается регистрация кредитных организаций при Налоговом управлении США (Internal Revenue Service, IRS), но российские банки до сих пор не знают, как взаимодействовать с американцами. Во вторник состоялось закрытое совещание рабочей группы по порядку применения американского антиотмывочного закона (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) на территории России. В нем приняли участие представители Минфина, МИДа, Росфинмониторинга, Центробанка, ФНС, Совета Федерации, некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» (НП «НПС») и коммерческих банков. О совещании «Известиям» рассказал вице-президент НП «НПС» Александр Наумов.

В декабре 2013 года IRS опубликует список аккредитованных при нем банков. Кредитные организации, не попавшие в список, с 1 января будут облагаться 30-процентным налогом от сумм операций с участием американских контрагентов. С целью снижения рисков банки будут стремиться попасть в список быстрее, отметил Наумов, ведь если Россия и США не договорятся по FATCA до октября 2013 года, банки могут оказаться в списке аутсайдеров. Первый раунд переговоров стартует 30—31 мая 2013 года, отметил Наумов.

По закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны заключить с IRS специальные соглашения. В соответствии с ними банки обязаны идентифицировать источники средств на счетах граждан США и отчитываться об этом перед IRS. Американские банки давно и регулярно представляют сведения о своих клиентах. Теперь предполагается создать систему сбора информации об американских налогоплательщиках в глобальном масштабе.

О намерении заключить с США соглашения по применению FATCA уже объявили Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария и Япония. По этому же пути планирует пойти и Россия.

По какой схеме будет передаваться информация от банков ФНС и от российских фискалов американским, пока непонятно. Однако у НП «НПС» есть предложения по взаимодействию с американскими налоговиками, его механизм совет изложил в письмах ЦБ. Во-первых, отмечает совет, в соглашении необходимо предусмотреть получение российскими банками статуса «участвующих» финансовых организаций (Foreign Financial Institution Identify U. S. Taxpayers, FFI), освобождение их от необходимости заключать индивидуальные соглашения с IRS, а также неприменение налоговых санкций. Во-вторых, решение о предоставлении IRS информации должна принимать только ФНС России.