Процентные ставки по розничным банковским кредитам могут опуститься в среднем до 15—18% с текущих 23—25%. Об этом заявил на круглом столе, организованном порталом Банки.ру, первый заместитель президента — председателя правления Лето Банка Георгий Горшков.

«Потенциал для снижения ставок есть», — признал банкир в своем выступлении. Он отметил, что введение в России единого идентификатора личности гражданина позволит кредитным организациям снизить ставки от 0,5% до 1%. «Бизнес-процессы станут более эффективными, банки станут гораздо более эффективными», — пояснил Горшков.

Вторым фактором, который позволит сделать розничные кредиты более дешевыми для россиян, зампредправления Лето Банка назвал повышение финансовой грамотности населения. «Это позволит снизить ставки еще на 1—2%», — сказал Горшков. По его словам, появление в стране длинных денег для банков приведет к снижению ставок по кредитам еще на 2—3 процентных пункта.

«Когда это будет, я не скажу, — отметил Горшков. — Но игроки, которые получают возможность создавать технологическую инфраструктуру кредитования с нуля, те игроки, которые имеют возможность пересмотреть полностью всю стратегию работы с клиентами, получают преимущества».

Горшков подчеркнул, что потребительская активность россиян медленными темпами уменьшается. Вместе с ней, добавил банкир, замедляются темпы прироста потребительского и POS-кредитования. «Данные сегменты рынка постепенно насыщаются», — констатировал первый вице-президент. «Если мы говорим о рынке POS-кредитования, потребительского кредитования, я не думаю, что в 2014—2015 годах рост будет каким-то супервысоким. Он будет двузначным. Я думаю, что он будет порядка 20%», — прогнозировал Георгий Горшков.

По его словам, эта цифра складываются из двух составляющих. Прежде всего, на это повлияет уровень инфляции в стране: потребительские товары в РФ, по мнению Горшкова, будут стоить в следующем году на 6—7% дороже, чем сегодня. «Вот и 10% прироста рынка в денежном выражении», — сказал первый заместитель президента — председателя правления. Второй фактор роста — это активное развитие региональных сетей банков.

Однако ипотека только начинает бурно развиваться, добавил банкир. «Потому что, мне кажется, продукты сформировались, у индивидов повысилось доверие к банкам — это очень важный фактор, так как ипотека — длинный продукт», — пояснил первый зампред правления.

Тем не менее самым крупным сегментом розничного кредитования является и в ближайшие три — пять лет останется кредитование наличными, прогнозирует Горшков.