Минэкономразвития предложило серьезно ограничить возможности коллекторов по взысканию просроченных розничных долгов. Так, согласно поправкам к закону «О потребительском кредитовании» заемщик-неплательщик может потребовать прекратить «непосредственное взаимодействие» с ним: личные встречи или телефонные переговоры. При нарушении этого пункта с коллектора будет взиматься штраф. Корреспондент Банки.ру узнала реакцию некоторых представителей банковского сообщества на поправки.

Генеральный директор микрофинансовой организации «Финотдел» Екатерина Сидорова отрицательно относится к таким коррективам, так как, по ее мнению, это окажет больший вред, чем пользу, для финансовой системы страны в целом. Сидорова считает, что в России и так понимание ответственности населения по взятым на себя финансовым обязательствам крайне низкое по сравнению с другими странами. Как полагает представитель финансового рынка, эффект будет прямо противоположным ожидаемому: количество жалоб не сократится, а возрастет, так как закон будет прикрывать нежелание заемщиков платить по кредиту, эффективность работы коллекторских служб снизится, просрочка еще больше вырастет, доходы финансовых институтов и их финансовая устойчивость уменьшатся.

«Нельзя забывать, что выдаваемые кредитные средства есть по сути средства других физических лиц, размещающих вклады в банках. Таким образом, законодатель не должен допускать приоритета интересов недобросовестных заемщиков перед интересами добросовестных участников рынка», — добавляет начальник юридического департамента Кредпромбанка Мария Крючкова.

Как считает начальник юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев, поправки могут нарушить баланс в отношениях между коллектором и должником. Процесс же взыскания долгов, особенно путем обращения взыскания на залог, длится не один год и стоит банку немалых издержек, объясняет Голубев. «Все это негативно скажется на рисках и издержках банка и, как следствие, на уровне процентной ставки как для благонадежных заемщиков, так и для недобросовестных», — предвещает он. По его мнению, необходимо упростить процедуры взыскания залога, разбюрократизировать ее, ускорить процесс вынесения решения суда. Тогда как банки, так и коллекторы и без законодательства начнут действовать деликатнее.