Количество выданных патентов в области финансовых инноваций в 2012 году в мире снизилось на 20% по сравнению с пиком 2009-го. К такому выводу пришли аналитики юридической компании RPC. Что же касается отечественного рынка инноваций в сфере финансов, то эксперты, опрошенные корреспондентом Банки.ру, сходятся в одном: Россию сложно назвать законодателем мод в этом сегменте.

На Западе гораздо раньше начали уделять внимание инновационным финсервисам. Но, безусловно, в России в последние несколько лет произошел сдвиг в этой области, особенно в сфере онлайн-банкинга и электронной коммерции, говорит управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров.

Однако российский рынок финансовых инноваций успешно копирует западный, замечает директор по аналитике агентства Markswebb Алексей Скобелев. «Принципиально мы ничего нового не делаем, и такая ситуация сложилась из-за небольшой денежной базы в сфере разработки инноваций», — подчеркивает он. Как говорит Скобелев, нам нет смысла создавать «национальные» инвестиционные продукты, когда и западные внедряются и работают хорошо.

«Сейчас наш карточный бизнес зависит от таких транснациональных компаний, как Visa и MasterCard. Ситуация на рынке онлайн- и мобильного банкинга может повернуться таким образом, что этот сегмент рынка тоже будет зависеть от зарубежных компаний», — предостерегает Скобелев.

При этом банки сейчас очень боятся новых финансовых игроков. Некоторые банки открыто заявляют, что их конкуренты — не Сбербанк или ВТБ, а «Facebook-банк» и Связной Банк, ведь их база пользователей не сравнится с другими сервисами, говорит глава LifePay Вячеслав Семенчук. Если же говорить об узкоспециализированных финансовых сервисах, то будущее — за своего рода субститутами, которые дополняют классические финансовые отношения, подчеркивает Семенчук. «Лично я считаю наиболее перспективными сервисы-подсказчики — регуляторы финансовой жизни человека, которые позволяют удобно и быстро агрегировать информацию о прошлом, настоящем, а главное — будущем финансовом положении человека, подсказывать верные модели поведения, накопления, трат и увеличения благосостояния», — считает глава LifePay.