Комитет Госдумы РФ по финансовому рынку рекомендовал для принятия в первом чтении законопроект, расширяющий сферу применения банковских карт предоплаты. Законопроект вносит изменения в федеральный закон «О национальной платежной системе». Он направлен на совершенствование регулирования перевода электронных денежных средств, а также на сохранение существующих банковских продуктов, основанных на использовании банковских карт предоплаты.

Авторами законодательной инициативы стали депутаты Наталья Бурыкина, Владислав Резник, Юрий Исаев, Мартин Шаккум и Андрей Мурга.

Указанием Банка России от 21 ноября 2012 года определяется, что предоплаченная карта как электронное средство платежа используется для осуществления перевода электронных денежных средств и возврата остатка средств в пределах суммы, предварительно предоставленной держателем организации-эмитенту. Таким образом, двумя актами — законом «О национальной платежной системе» и указом ЦБ — устанавливается, что все предоплаченные банковские карты могут быть эмитированы только с целью осуществления перевода электронных денежных средств.

По мнению авторов законопроекта, действующими нормами не учитывается специфика осуществления операций с предоплаченными банковскими картами. Кроме того, действующее законодательство не позволяет осуществлять перевод денежных средств во всех предусмотренных законом случаях.

Документ направлен на устранение этих ограничений. Предлагается законодательно установить возможность использования банковских карт предоплаты в качестве средства для осуществления безналичных платежей.

Согласно заключению профильного комитета, при доработке ко второму чтению необходимо будет уточнить концепцию действующего закона в части определения электронных денежных средств и подходов к их регулированию на практике.

Также на законопроект поступил ряд замечаний из правительства РФ. По мнению Министерства финансов, действующие нормы закона не соответствуют рекомендациям группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), согласно которым при осуществлении электронных переводов должна быть информация как об их отправителе, так и о получателе. Кроме того, новая редакция закона предусматривает право физического лица, использующего неперсонифицированное средство платежа, получать остаток средств в наличной форме либо переводить их третьим лицам. В связи с этим Минфин опасается, что данное положение может привести к дроблению суммы электронных денежных средств по нескольким электронным средствам платежа в целях их дальнейшего обналичивания. Кроме того, возможно увеличение объемов операций по обналичиванию денежных средств, а также повышение риска легализации средств, полученных преступным путем.

По мнению Минфина, отдельные положения законопроекта, формально не разрешая юридическим лицам осуществлять платежи электронными деньгами между собой, разрешают осуществлять такие платежи между физическими и юридическими лицами. Соответственно, ведомство также предлагает доработать данные положения с целью исключения возможности использования физического лица в качестве посредника при расчетах между юрлицами, а также корректировки субъектного состава соответствующих правоотношений.

По информации Банка России, в 2012 году общий объем операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, составил 23,8 трлн рублей, рост по сравнению с 2011-м равнялся 35%. Общее количество выпущенных в 2012 году карт достигло 240 млн штук, из них около 70% — расчетные карты, 10% — кредитные и 20% — предоплаченные карты. При этом по динамике роста количества операций, совершенных с использованием платежных карт, лидировали предоплаченные платежные карты с ростом более чем на 110%.