Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении проект закона об использовании института банковской гарантии в налоговой сфере, а также об уточнении законодательства о налоговом администрировании. Предполагается, что проект закона вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Поправками в НК РФ предлагается использовать банковскую гарантию при уплате налогов и сборов в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и пеней. Гарантия может быть предоставлена банком, включенным в соответствующий перечень Минфина и отвечающим ряду требований. Это наличие лицензии в течение не менее пяти лет, собственных средств не менее 1 млрд рублей, соблюдение нормативов ЦБ в течение последних шести месяцев, отсутствие требования ЦБ по финансовому оздоровлению.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой, обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и пеней. Срок ее действия должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока исполнения обязанности по уплате налога. Обязательство по банковской гарантии должно быть исполнено гарантом в течение пяти дней со дня получения соответствующего требования.

Законопроект также уточняет отдельные положения НК РФ об учете в налоговых органах управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, участников договора инвестиционного товарищества — управляющих товарищей, а также физлиц на основании информации, полученной в ходе межведомственного взаимодействия налоговых органов с регистрирующими.

Законопроект вносит поправки в положения НК РФ о постановке на учет участников консолидированной группы налогоплательщиков, о постановке на учет физлиц, уточняет сроки направления требований по уплате налогов и сборов. Законопроектом также уточняются полномочия ФНС по изданию форм и форматов документов. Устанавливается возможность замены налоговым органом ареста имущества на его залог (по просьбе налогоплательщика — организации, в отношении которой было принято решение об аресте имущества).