В Торгово-промышленной палате РФ состоялось объединенное заседание экспертов рабочих групп подкомитета ТПП по лизингу. В ходе встречи, в частности, обсуждались проект поправок в закон о лизинге, подготовленный Министерством экономического развития РФ, и изменения, предлагаемые Ассоциацией российских банков.

Как следует из проекта резолюции по итогам заседания, поправки, для которых профессиональное сообщество ищет компромиссный вариант, касаются залога лизингового имущества.

Так, проект закона «О внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ст. 18), подготовленный Ассоциацией российских банков, предусматривает последствия неисполнения лизингодателем обязанности предупредить лизингополучателя обо всех правах третьих лиц на предмет лизинга: в частности, лизингополучатель в этом случае может настаивать на уменьшении размера лизинговых платежей либо расторжении договора лизинга и возмещении убытков. Но при этом предлагается законодательно закрепить сохранение права залога независимо от перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Законопроект, предложенный Минэкономразвития России, предусматривает правило, в соответствии с которым согласия лизингополучателя на залог не требуется. При этом предлагается установить запрет на обращение взыскания на предмет лизинга во внесудебном порядке, а также предусматривается прекращение права залога при переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Как поясняется, оба законопроекта исходят из постановления президиума Высшего арбитражного суда РФ от 22 марта 2012 года № 16533/11, согласно которому залог предмета лизинга, фактически переданного лизингополучателю, осуществляется в совокупности с правами лизингодателя и прекращается при исчерпании этих прав выкупом лизингополучателем предмета лизинга. Данная правовая позиция является ответом на действия недобросовестных залогодержателей, которые, достоверно зная о фактической неплатежеспособности лизинговой компании, умышленно не предъявляли требований об обращении взыскания на заложенное имущество до выкупа предмета лизинга лизингополучателем (если залогодержатель дожидался полной выплаты лизингополучателем всех платежей и перехода к нему права собственности на предмет лизинга, то мог обратить взыскание на предмет лизинга, не обремененный правами лизингополучателя).

Рассмотрев законопроекты, участники заседания решили организовать объединенную рабочую группу из представителей банков и лизинговых компаний, которая выработает консолидированную позицию банковского и лизингового сообщества для объединения представленных законопроектов. В срок до 30 сентября 2013 года объединенный проект закона «О внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» должен быть представлен в Минэкономразвития РФ.

Кроме того, на объединенном заседании экспертов рабочих групп подкомитета по лизингу обсуждался подготовленный Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) совместно с Советом по стандартам финансовой отчетности (FASB) предварительный проект стандарта по учету аренды, целью которого, как уточняется, является «улучшение качества и сопоставимости финансовой отчетности путем повышения прозрачности данных об уровне задолженности, активах и рисках организаций, возникающих в результате арендных операций». Было решено, что после опубликования официального русского перевода проекта международного стандарта экспертный совет подкомитета по ПБУ и налогообложению подготовит консолидированную позицию лизингового сообщества и продолжит совместную работу с Бухгалтерским методологическим центром по подготовке российского ПБУ (положения по бухгалтерскому учету) «Аренда».

Также подкомитету ТПП РФ по лизингу поручено организовать публичное обсуждение проекта методических рекомендаций по расчету лизинговых платежей. «В срок до 30 сентября 2013 года опубликовать окончательный вариант методического материала от имени подкомитета ТПП РФ по лизингу для использования заинтересованными операторами лизингового рынка», — говорится в резолюции по итогам заседания рабочих групп подкомитета.