Центробанк впервые с начала 2012 года зафиксировал снижение интереса заемщиков к кредитным картам и POS-кредитам (на приобретение товаров в торговых сетях). Так, в январе — марте число заемщиков, имеющих лимит по кредитной карте, сократилось на 16,7% по сравнению с данными на конец прошлого года, а имеющих POS-кредит — на 0,5%. В других сегментах (ипотека, автокредитование, кредиты наличными) регулятор зафиксировал увеличение числа заемщиков.

Такие данные приводит «Коммерсант», ссылаясь на проведенное департаментом финансовой стабильности ЦБ исследование розничных портфелей крупнейших банков за I квартал. В нем приняли участие около 20 банков, на которые приходится более 50% рынка кредитования физлиц.

При этом снизилось и качество карточных и товарных кредитов. По данным ЦБ, в январе — марте доля необслуживаемых карточных ссуд (у банков в выборке ЦБ) по международным стандартам отчетности выросла с 7,5% до 8,3%, по POS-кредитам — с 13% до 17%.

Кредитные карты и POS-кредиты — традиционно одни из наиболее высокодоходных банковских продуктов. По данным ЦБ на конец I квартала, средняя полная стоимость карточного кредита (среди исследуемых банков) составила 41%, POS-кредитов — 35,4%. За ними следуют кредиты наличными — 32,6%, автокредиты — 32,4%, ипотека — 13,6%. Так что неудивительно, что граждане по мере роста финансовой грамотности стремятся минимизировать задолженность по дорогим кредитам, отмечают эксперты.

»Кредитные карты — это наиболее запутанный и непрозрачный продукт для заемщика. Банк декларирует 15% годовых, а в реальности заемщик платит 50—70%, — отмечает владелец Национального Резервного Банка Александр Лебедев. — Я знаю много историй, когда люди брали кредитную карту, понимали, что возвращать такие кредиты им тяжело, и, расплатившись, предпочитали больше не связываться с ними».