Национальный платежный совет (НПС) опубликовал на своем сайте и направил проект поправок в закон «О национальной платежной системе» в Госдуму, Минфин, Минэкономразвития, Центробанк, Ассоциацию российских банков и Ассоциацию региональных банков. Об этом говорится в материалах на сайте НПС. Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2014 года.

Поправки касаются в основном статьи 9 закона. «Законопроектом уточняется, что возмещение клиенту суммы операции, совершенной с использованием электронного средства платежа без согласия клиента — физического лица, осуществляется после рассмотрения заявления клиента», — говорится в пояснительной записке к документу. Глава НПС Андрей Емелин отметил, что клиенту предоставляется 30 рабочих дней для подачи в банк заявления о возврате суммы по операциям, совершенным без его согласия.

Согласно действующему закону, в случае утраты пластиковой карты или использования ее без согласия клиента последний должен уведомить об этом оператора по переводу денежных средств в течение одного рабочего дня, следующего за днем совершения незаконной операции. Получив уведомление от клиента, оператор обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента. Но если клиент не уложится в срок, он не будет иметь право на возмещение утраченных средств.

Авторы законопроекта предлагают упростить порядок взаимного информирования сторонами друг друга, одновременно исключив применение санкций за то, что информация отправлена несвоевременно. Поскольку ни один из способов доставки сообщений (почтовым отправлением, СМС, по электронной почте) не дает заинтересованной стороне возможности достоверно доказать ни содержание направленного уведомления, ни даже сам факт его направления, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, неизбежно возникнут многочисленные судебные споры и обоснованное недовольство клиентов.

Процедура рассмотрения подобных споров в законопроекте регламентирована. «Таким образом, для клиента его права становятся более понятными, поскольку, процедуры, предлагаемые Национальным платежным советом, более внятно прописаны. Мы склоняем клиента к досудебному разбирательству. При этом базовые принципы защиты прав потребителя остаются незыблемыми», — отметил Емелин.